Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Дом в селе Чернава, где прошло детство Н. Е. Козьякова. Герой Советского Союза Н. Е. Козьяков. дотошностью изучил карту-схему Берлина, сделал навигационные и бомбардировочные расчёты. Затем выбрал варианты наилучше- го подхода к цели. Определил главный и за- пасной. Каким придётся воспользоваться, долж- на была показать ситуация. Лётчикам предстояло преодолеть три пояса зенитных орудий разного калибра и эскадрилью истребителей. Плюс сотни аэростатов, которые взрывались от малейшего к ним прикоснове- ния. Усложнялась ситуация ещё и тем, что ноч- го, даже смертельная. С другой – как потом ко- мандующему составу и боевым товарищам в глаза смотреть: совесть замучает. Времени на раздумья не было, поэтому он принял решение – бомбить запасную цель – Инстербург. Но этот стратегически важный объект уже бомбили со- ветские самолёты, и потому немцы усилили про- тивовоздушную оборону. Защищать фашистам там было что: военные склады, узлы железных и шоссейных дорог. Летчики понимали, что у Инстербурга их ждёт «тёплый» приём. И уже при подлёте к цели на самолёт обрушился плотный зенитный огонь. В небе заметались лучи преда- тельских прожекторов. Было опасно и страшно, но про- биваться надо – иного вы- хода нет. Пилот направил крылатую машину в место разрыва зе- нитного снаряда – авось, два раза в одно место не попадёт. Козьяков вёл машину к сол- датским казармам. Сбросив три стокилограммовых фу- гаски, самолёт начал разво- рачиваться. А внизу уже гро- хотали взрывы, полыхал по- жар… Им чудом удалось про- рваться невредимыми сквозь зенитный огонь. И вместо того, чтобы отправиться на базу, советские лётчики сделали второй заход в то самое пекло. На этот раз целью стал желез- нодорожный узел. И снова удачно! Но не смотря на это, настроение у всех было нерадостное – не удалось нанести удар по фашистскому зверю пря- мо в его логове. 19 августа 1944 года за «проявленный героизм, мужество и отвагу» Николай Ефимович Козьяков был удостоен звания Героя Советского Союза. Пятнадцать раз летал он на бомбардировку во- енно-промышленных объектов в немецком тылу (всего же на его счету более трёхсот боевых вы- летов), но сбросить бомбы именно на Берлин так и не довелось, как говорится, не судьба... ное небо пронзали яркие лучи тысячи прожекторов. В общем, пробиться к Берлину – дело не- лёгкое. В заботах и расчётах неза- метно пролетели два дня. И вот в сгущающихся сумерках две- надцать экипажей 752-го полка взлетели один за другим и от- правились на Запад… Половину пути самолёты преодолели без проблем. А за- тем начались неприятности. Экипаж Козьякова попал в зону сплошной об- лачности, обледенел фюзеляж. Чтобы справить- ся с этой трудностью, включили антиобледени- тели, но с винтов стали отрываться кусочки льда и бить по кабине штурмана. Затем впереди зама- ячили яркие сполохи – гроза! Пришлось менять запланированный маршрут и смещаться влево. Но и там грозовой фронт. Машина начала тря- стись и стала трудно управляемой. – Командир, – обратился по внутренней свя- зи штурман Козьяков. – Дальше лететь опасно. Разобьём машину. Командиру предстоял нелёгкий выбор. С од- ной стороны, ситуация аварийная и, скорее все-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz