Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.
Н о когда теперь в газетах появляются заметки, что в том или ином месте Италии найдены правая или левая рука, а иногда и обе руки Венеры, пове- рить этому может только истинный невежда. А теперь – о приключениях Венеры Таврической. Собирать произведения искусств в России начал Пётр Первый, и не жалел для этого ни хлопот, ни денег. В 1718 году капитану Кологривову, который по- вёз в Италию юношей для обучения наукам и искусствам, Пётр наказал покупать картины и скульптуры. Кологривов был человеком образованным, он учился за грани- цей и хорошо понимал, что от него требуется. В Риме он узнал, что один человек выкопал на своём участке античную статую, пошёл на неё посмотреть и уверился, что скульптура пре- красна. Казалось, Венера собралась купаться и уже сбросила одежды, но не успела войти в во- ду, повернулась на чей-то зов, да так и застыла на века. Кологривов купил статую, тут же отвез её к реставратору и послал царю радостную весть о мраморной богине. В России не было ни одной античной скульптуры! Только рано он ликовал. Губернатор Рима запретил вывоз художественных сокровищ, а проведав о статуе, арестовал и реставратора, и саму Венеру. Кологривов заболел от огорчения, но царь Пётр не сдался: он решил действовать через Па- пу Римского и попросил у него мраморную богиню в обмен на мощи святой Бригитты, почи- таемой католиками. Эти мощи достались русским в качестве трофея в завоёванном у шведов Ревеле. Папа не хотел расставаться со скульптурой, но испугался скандала. Католический мир не простил бы, если бы Папа Римский предпочел языческую богиню, которую народ называл «белой дьяволицей», священным останкам. Обмен состоялся. Со всяческой осторожностью Венеру везли морем, потом, в специально для неё изготовленном возке, – сушей, затем снова морем, пока в 1720 году она не прибыла на берега Невы, в Петербург. Здесь «госпожу Венус» торжественно встретили, установили в ду- бовой галерее в Летнем саду и устроили в её честь пышный праздник: гремели пушки, пляса- ли наряженные античными богами актёры, а в небе расцветали россыпи «потешных огней» – фейерверк. В России не привыкли к обнажённым статуям, так что возле Венеры пришлось выставить ка- раул, чтобы, не дай бог, камнями не забросали. А она стояла в чужом северном краю всё такая же спокойная и величавая, словно прислушивалась к далёкому зову своей родины… Впоследствии Венера была подарена князю Потёмкину Таврическому, получившему этот ти- тул за присоединение к России Крыма (Тавриды), и хранилась в Таврическом дворце. Поэтому её назвали Таврической. А в зал петербургского Эрмитажа она попала в 1850 году. Елена МАТВЕЕВА. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz