Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
стая, там есть сложные скачки в мелодии, но бла годаря необыкновенному обаянию и естествен ности звучания они поются очень легко. И если бы Бекман хоть капельку сфальшивил, схалтурил, никто бы эту песенку сегодня не пел. Но вернёмся к автору стихов. В двадцать лет Раиса Адамовна написала «В синем море, на про сторе...», и композитор Р. Глиэр положил эти сти хи на музыку. Вообще, её произведения для детей стоило бы переиздать. По журналам для малень ких конца девятнадцатого - начала двадцатого веков насчитывается около двухсот стихотворе ние Р. Кудашевой. Например, «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка». И всё —под псевдонимом. Самуил Яковлевич Маршак считал это не очень хорошим переводом с английского, объясняя успех использованием народных моти вов и весёлой манерой повество вания. Надо сказать, что оба, ког да были уже в преклонных годах, перезванивались, общались. А судьба Раисы Адамовны ока залась очень тяжёлой. Это ведь был княжеский брак. Князь Ку дашев был ее мужем. Наступила революция. Фамильный особняк им больше не принадлежал. На работу не принимали. Князь умер. С голодом, бедностью боролась одна. В 1941 году Раиса Адамовна случай но услышала свою песню в поезде. ^ у Её попутчица, бабушка, попроси- ла свою внучку спеть что-нибудь. Девочка запела «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла...». О завершающем периоде жизни Раисы Адамовны мне попадались разные исто рии. Прямо «желтопрессные». ...Нищая женщина явилась к главе Со юза писателей СССР Максиму Горькому и попросила принять её в члены сою за. Он поинтересовался, есть ли у неё , книги, но книг не было. Тогда она прочла Горькому «Ёлочку», и её сра зу же приняли в Союз писателей. По другой версии , однажды Александру Александровичу Фа дееву доложили, что к нему при шла какая-то старуха. Вошла женщина преклонного в о з раста, плохо одетая, с меш ком в руках. Книг своих у неё не было, и она начала читать «В лесу родилась ёлочка...». - Так это Вы написали? - вскричал Ф ^ е е в . ^ И стал вспоминать, когда он первый р а злф о - чёл эти стихи и плакал, как плачут маленькие^* дети, доходя до строк: «Срубил он ^цаЛу\]^л^^-' ку под самый корешок». Затем вызвал сотруд-' ника и отдал распоряжение, чтобы автора э^их стихов Р. А. Кудашеву немедленно о^ормили^й Союз писателей. Всё это сомнительно. Во-первых, пск^л^Каи-^ са Адамовна явилась к Фадееву с мепу^Лм? ведь не бомж какой-нибудь. Хоть и н ёВ Ь га т^ но жила в квартире в Москве. Вступлеу* в Союз писателей СССР было делом оч'еь простым - с рекомендациями и разбиратёлй^ ством кандидатуры на заседании п р е в й ^ у а д Так что если подобная встреча на само.^. д ^ ^ ле состоялась, то автора песенки Ф адее^ мм ^ оформить разве только членом литфонда^-3 действительно давало писателям материал? ную поддержку. Точно лишь то, что в 1958 году вышЛа том енв^ I кая книжечка, маленький сборник с т и х .(й й& ^ ^ ний Р. А. Кудашевой «В лесу родилась ёл очк а .Т ^^ Умерла она в 1964 году. Замечательный исследователь д е т с к о и л й ^ I тературы Владимир Глоцер писал: «В Кудашевой выражена вся нежность к "леек, ^ гостье. Она именуется только лас^<С|^вIЕ^^ ёлочка. Нежность сквозит и в ^ относятся к ней персонаж»с|^^^ 5 ^ ^ ^ Обычно сердитые Мороз и МётЙг заботятся о ней. «...Мете'А*«^^,Ле%.‘ ла песенку ... М ороз тывал». «И ещё одна деталь, - продол9Й^Л Глоцер. - На протяжении почти всей ^ песенки про ёлочку говорилось в; 1 ^ е ' тьем лике: «она», «ей», «нашу».,^на же . была далеко), а в концовке автор м^о^е-, довательно, читатель с нею на тому что она, к общей радостг здесь, рядом. И потому: сколько будет суще с т в о в а т ь н о во год н и й п р а зд н и к , столько будут дети читать' и петь * на нём «В лесу родилась ёлочйр>.= ' Ольга КЛЕКОВКИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz