Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

стая, там есть сложные скачки в мелодии, но бла­ годаря необыкновенному обаянию и естествен­ ности звучания они поются очень легко. И если бы Бекман хоть капельку сфальшивил, схалтурил, никто бы эту песенку сегодня не пел. Но вернёмся к автору стихов. В двадцать лет Раиса Адамовна написала «В синем море, на про­ сторе...», и композитор Р. Глиэр положил эти сти­ хи на музыку. Вообще, её произведения для детей стоило бы переиздать. По журналам для малень­ ких конца девятнадцатого - начала двадцатого веков насчитывается около двухсот стихотворе­ ние Р. Кудашевой. Например, «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка». И всё —под псевдонимом. Самуил Яковлевич Маршак считал это не очень хорошим переводом с английского, объясняя успех использованием народных моти­ вов и весёлой манерой повество­ вания. Надо сказать, что оба, ког­ да были уже в преклонных годах, перезванивались, общались. А судьба Раисы Адамовны ока­ залась очень тяжёлой. Это ведь был княжеский брак. Князь Ку­ дашев был ее мужем. Наступила революция. Фамильный особняк им больше не принадлежал. На работу не принимали. Князь умер. С голодом, бедностью боролась одна. В 1941 году Раиса Адамовна случай­ но услышала свою песню в поезде. ^ у Её попутчица, бабушка, попроси- ла свою внучку спеть что-нибудь. Девочка запела «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла...». О завершающем периоде жизни Раисы Адамовны мне попадались разные исто­ рии. Прямо «желтопрессные». ...Нищая женщина явилась к главе Со­ юза писателей СССР Максиму Горькому и попросила принять её в члены сою­ за. Он поинтересовался, есть ли у неё , книги, но книг не было. Тогда она прочла Горькому «Ёлочку», и её сра­ зу же приняли в Союз писателей. По другой версии , однажды Александру Александровичу Фа­ дееву доложили, что к нему при­ шла какая-то старуха. Вошла женщина преклонного в о з ­ раста, плохо одетая, с меш­ ком в руках. Книг своих у неё не было, и она начала читать «В лесу родилась ёлочка...». - Так это Вы написали? - вскричал Ф ^ е е в . ^ И стал вспоминать, когда он первый р а злф о - чёл эти стихи и плакал, как плачут маленькие^* дети, доходя до строк: «Срубил он ^цаЛу\]^л^^-' ку под самый корешок». Затем вызвал сотруд-' ника и отдал распоряжение, чтобы автора э^их стихов Р. А. Кудашеву немедленно о^ормили^й Союз писателей. Всё это сомнительно. Во-первых, пск^л^Каи-^ са Адамовна явилась к Фадееву с мепу^Лм? ведь не бомж какой-нибудь. Хоть и н ёВ Ь га т^ но жила в квартире в Москве. Вступлеу* в Союз писателей СССР было делом оч'еь простым - с рекомендациями и разбиратёлй^ ством кандидатуры на заседании п р е в й ^ у а д Так что если подобная встреча на само.^. д ^ ^ ле состоялась, то автора песенки Ф адее^ мм ^ оформить разве только членом литфонда^-3 действительно давало писателям материал? ную поддержку. Точно лишь то, что в 1958 году вышЛа том енв^ I кая книжечка, маленький сборник с т и х .(й й& ^ ^ ний Р. А. Кудашевой «В лесу родилась ёл очк а .Т ^^ Умерла она в 1964 году. Замечательный исследователь д е т с к о и л й ^ I тературы Владимир Глоцер писал: «В Кудашевой выражена вся нежность к "леек, ^ гостье. Она именуется только лас^<С|^вIЕ^^ ёлочка. Нежность сквозит и в ^ относятся к ней персонаж»с|^^^ 5 ^ ^ ^ Обычно сердитые Мороз и МётЙг заботятся о ней. «...Мете'А*«^^,Ле%.‘ ла песенку ... М ороз тывал». «И ещё одна деталь, - продол9Й^Л Глоцер. - На протяжении почти всей ^ песенки про ёлочку говорилось в; 1 ^ е ' тьем лике: «она», «ей», «нашу».,^на же . была далеко), а в концовке автор м^о^е-, довательно, читатель с нею на тому что она, к общей радостг здесь, рядом. И потому: сколько будет суще­ с т в о в а т ь н о во год н и й п р а зд н и к , столько будут дети читать' и петь * на нём «В лесу родилась ёлочйр>.= ' Ольга КЛЕКОВКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz