Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Крепостной художник. «Жеребец Сметанка». НО переросли в отдельный жанр, названный ип- пическим, от латинского слова «иппос» —лошадь. Ни одно другое животное не может похвастать­ ся собственным жанром - и в отношении лошади это закономерно. Лошадь - верный друг на поле брани и на царских парадных выездах, на охоте и прогулке, она всегда прекрасна в своей грации и почти совершенна по красоте форм. А потому лошадь просто не могла не заставить художников начать любоваться собою отдельно, без всадни­ ка. Так в русском искусстве начали появляться лошадиные портреты, первым из которых стало были совсем старенькими и жили в конюшне на правах «почётных пенсионеров». Всё те же лошади помогли мне стать искусство­ ведом. Не верите? Однако именно с рассматрива­ ния старинных конных портретов кисти П. Рубен­ са, Д. Веласкеса, В. А. Серова и В. В. Верещагина в книгах по истории искусства начался мой ин­ терес к изобразительному искусству. Моя стар­ шая сестра, в то время студентка Академии худо­ жеств, часто просила меня позировать для сво­ их учебных рисунков. Наградой мне за смирное и долгое сидение было непременное изображе­ ние какой-нибудь лошади, срисованной из этих книг. Чем дольше и послушнее позировала, тем красивее получала потом картинку с лошадью. Я храню их до сих пор. Учась на искусствоведческом факультете, я так­ же не расставалась с лошадьми, изучая их обра­ зы, созданные русскими художниками прошлых столетий. И мне есть что вам рассказать. Изображения лошадей, появившиеся ещё в древнерусских иконах и миниатюрах, постепен- изображение жеребца Сметанки, исполненное неизвестным крепостным художником 18 века. Сметанка был не просто конём, он явился родо­ начальником знаменитых орловских рысаков, к тому же сам был редчайшей белоснежной масти. Вначале 19 века своё художническое внимание обратил на лошадей А. О. Орловский (1777-1832) - замечательный русский график, создавший це­ лую галерею лошадиных образов, наиболее при­ тягательным среди которых и сегодня остаётся замечательная и тонкая «Голова лошади». «Аошадиным» художником по праву считает­ ся Н. Е. Сверчков (1817-1898). Его «Горностай», «Аебедь» и «Аошадь в стойле» - прекрасные, очень индивидуализированные и живые портре­ ты, написанные точно и с большой любовью к ло­ шадям. Сверчков был превосход­ ным знатоком конских пород, особенностей характера и по­ вадок этих животных, так как с детства был с ними неразлучен - отец художника служил стар шим конюхом на конюшнях Его Императорского Вели­ чества. Здесь будущий ху­ дожник мог сколько душе !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz