Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
за чаем» - настоящий гимн употреблению чая! Пышная, белокожая купчиха наслаждается ча шечкой крепкого чая на террасе своего дома - и мир словно замер вокруг неё. Ластится кошка, поражает аппетитностью роскошный натюрморт с арбузом на её столе, гордо вздымаются шпили церковных колоколен позади монументальной фигуры купчихи. И даже не верится, что это про изведение было создано художником в тяжёлый, голодный 1918 год... Замечателен и кустодиев- ский «Московский трактир», в котором пьют чай сразу семь ямщиков! Дачные чаепития прекрасно запечатлены в творениях К. Коровина «За чайным столом» и «В саду» Л. Попова. Тонкое единство человека и природы в этих произведениях рождают чув ство редкой благости, умиротворения и, конеч но, напоминают нам о том, что чай - это также дар природы. От уютных дачных чаепитий переходим в... банкетный зал. Таков «Юбилейный обед» И. Ре пина. Сквозь большую белоснежную банкетную залу, словно поезд, «мчится» длинный стол. При сутствующие в торжественной и строгой одежде чествуют юбиляра, наполняя зал нежным пере звоном бокалов. А вот совсем другой обед на картине «Дети» художницы и удивительной мамы Зинаиды Се ребряковой. Мы видим её детей, с радостью от влёкшихся от супа и булочек. Сколько любви и нежности в каждой детали этого произведения. И, конечно, доброй материнской заботы - Сере брякова написала здесь и себя: это её руки ста рательно разливают обед по детским тарелкам. В20 веке изображение съестного вновь стано вится поводом для создания картин. Так, живо писец В. Стожаров с упоением пишет деревен ские произведения «Чай с калачами» и «Натюр морт с квашнёй». Художник П. Кончаловский создаёт одно из самых главных своих произведений - портрет писателя А. К. Толстого. Но какое же отноше ние к нашей теме имеет портрет? Взгляните на него внимательнее, и вы поймёте, что изобра жение сытного стола здесь не менее важно, чем сам портрет писателя. Ведь именно стол вдох новляет Толстого на чудесные описания боярских пиршеств, которые присутствуют в его произве дениях. Кажется, что прямо сейчас в его голове рождается самый красивый и «вкусный» эпизод романа «Князь Серебряный»: «...Когда съели ле бедей, слуги вышли попарно из палаты и возвра тились с тремя сотнями жареных павлинов, у ко торых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следова ли кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины всех возможных сортов, кривые пирожки и оладьи...». Действительно, обед силён и для вдохновения просто необходим! Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, зав. выставочным отделом Аипецкого областного художественного музея. С- * I I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz