Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

за чаем» - настоящий гимн употреблению чая! Пышная, белокожая купчиха наслаждается ча­ шечкой крепкого чая на террасе своего дома - и мир словно замер вокруг неё. Ластится кошка, поражает аппетитностью роскошный натюрморт с арбузом на её столе, гордо вздымаются шпили церковных колоколен позади монументальной фигуры купчихи. И даже не верится, что это про­ изведение было создано художником в тяжёлый, голодный 1918 год... Замечателен и кустодиев- ский «Московский трактир», в котором пьют чай сразу семь ямщиков! Дачные чаепития прекрасно запечатлены в творениях К. Коровина «За чайным столом» и «В саду» Л. Попова. Тонкое единство человека и природы в этих произведениях рождают чув­ ство редкой благости, умиротворения и, конеч­ но, напоминают нам о том, что чай - это также дар природы. От уютных дачных чаепитий переходим в... банкетный зал. Таков «Юбилейный обед» И. Ре­ пина. Сквозь большую белоснежную банкетную залу, словно поезд, «мчится» длинный стол. При­ сутствующие в торжественной и строгой одежде чествуют юбиляра, наполняя зал нежным пере­ звоном бокалов. А вот совсем другой обед на картине «Дети» художницы и удивительной мамы Зинаиды Се­ ребряковой. Мы видим её детей, с радостью от­ влёкшихся от супа и булочек. Сколько любви и нежности в каждой детали этого произведения. И, конечно, доброй материнской заботы - Сере­ брякова написала здесь и себя: это её руки ста­ рательно разливают обед по детским тарелкам. В20 веке изображение съестного вновь стано­ вится поводом для создания картин. Так, живо­ писец В. Стожаров с упоением пишет деревен­ ские произведения «Чай с калачами» и «Натюр­ морт с квашнёй». Художник П. Кончаловский создаёт одно из самых главных своих произведений - портрет писателя А. К. Толстого. Но какое же отноше­ ние к нашей теме имеет портрет? Взгляните на него внимательнее, и вы поймёте, что изобра­ жение сытного стола здесь не менее важно, чем сам портрет писателя. Ведь именно стол вдох­ новляет Толстого на чудесные описания боярских пиршеств, которые присутствуют в его произве­ дениях. Кажется, что прямо сейчас в его голове рождается самый красивый и «вкусный» эпизод романа «Князь Серебряный»: «...Когда съели ле­ бедей, слуги вышли попарно из палаты и возвра­ тились с тремя сотнями жареных павлинов, у ко­ торых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следова­ ли кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины всех возможных сортов, кривые пирожки и оладьи...». Действительно, обед силён и для вдохновения просто необходим! Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, зав. выставочным отделом Аипецкого областного художественного музея. С- * I I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz