Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

ника, потому и здесь мы видим нехитрую сцен­ ку из жизни крестьян: собравшись за большим столом, семейство обедает, черпая похлёбку из общей глубокой пиалы, рядом с которой лежит круглая буханка тёмного хлеба. Конечно, автора больше волновало само изображение крестьян, а их трапеза стала только поводом... Исключением из строгих академических правил стало искусство замечательного русского худож­ ника И. Хруцкого. Вопреки общепринятым взгля­ дам, он стал истинным и единственным мастером «съедобного» натюрморта! И даже удостоился за это высокого звания академика живописи. Про­ никшись голландской традицией изображения плодов, цветов, битой дичи, Хруцкий решает изме­ нить положение этого жанра на родине. Поначалу строгая художественная общественность даже не хотела видеть имени Ивана Хруцкого на выстав­ ках. Работы художника, представлявшие удиви­ тельные по красоте овощи, фрукты и цветы, не­ щадно выдворялись из выставочных залов. Хоть произведения этого мастера и были не по душе ака­ демической профессуре, не понравиться обычным людям его натюрморты просто не могли. Хруцко- му заказывали картины для украшения интерье­ ров домов, подарков родным. Ведь в доме всегда милее натюрморт с цветами и яблоками, нежели глубокомысленный мифологический сюжет. По­ пулярность Ивана Хруцкого неуклон­ но росла, и колле­ ги наконец стали к нему так же благо­ склонны, как и зри­ тели. Еда становится и темой для мно­ гих острых юмори­ стических картин- сценок художника П. Федотова. Одним из самых ярких его произ­ ведений можно назвать «Завтрак аристократа». Художник предлагает нам посмеяться над мо­ лодым дворянином, так неразумно тратящим и своё состояние, и, пожалуй, саму жизнь. Обернув­ шись на стук в дверь, одетый в роскошный шёл­ ковый халат и шаровары юноша стыдливо при­ крывает книгой... кусок обычного ржаного хле­ ба! Хотя здесь же, на стуле, аккуратно разложены программки дорогого ресторана, на одной из ко­ торых крупными буквами читаем: «Устрицы». Таким образом наш герой старается произве­ сти впечатление на своего визитёра, которого на самом-то деле он принимает на пустой желудок! Фольклорностью, обрядовостью дышит произ­ ведение «Смотрины невесты». Центром картины становится изображение пышно накрытого сто­ ла, за которым и происходит самое главное: сто­ ящую по другую его сторону девушку представ­ ляют сватам. Считалось, что чем лучше сваты бу­ дут накормлены, тем быстрее состоится семейная жизнь невесты. Как особый жанр хочется рассматривать про­ изведения русских художников на чайную тему. Что и говорить, этот чужеземный напиток в на­ шей стране прижился настолько хорошо, что стал частью русской культуры, нашей доброй привыч­ кой. Чай согревает не только тело, но и душу. И пьют его в России в любое время дня, года и в любом месте. Так, «Утренний чай» В. Маковско­ го рассказывает нам о пожилой городской чете, начинающей свой день с чтения вслух и крепко­ го чая. А произведение Б. Кустодиева «Купчиха

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz