Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

«V V? ОБВД СИЛЕН! / / « у с с к о я н я / о л л с я бед силён!» - с этими словами кня- ^ 11/ зя Юрия Долгорукого связывают пер­ вое упоминание о древней Москве. Именно так воскликнул князь, увидев изобиловавшие вся­ ческими яствами столы, накрытые по его прось­ бе в честь союзника Москвы Святослава Новго- род-Северского. Это был настоящий пир на весь мир! Одному только перечислению блюд, укра­ шавших тот стол, в летописи посвящено несколь­ ко страниц... В истории русской культуры еда играет осо­ бую роль. Сохранилось множество различных ре­ цептов блюд, названий, описаний способов пода­ чи их гостям. Вспоминая произведения русских литературных классиков И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, встречаем иногда длинные, а порой совсем небольшие, но всегда очень «вкусные» описания обедов и ужи­ нов героев романов и рассказов. Даже в русской музыке можно найти съестную тему. Чего толь- 4 И. Хрупкий . «Натюрморт». Л - ’' Г?». а ;?- : 77. Федотов. «Завт рак аристократа». КОСТОИТ замечательная сцена с пиром князя Га­ лицкого в опере А. П. Бородина «Князь Игорь» или изящный танец новогодних сладостей в ба­ лете П. И. Чайковского «Щелкунчик». Еда становилась темой творчества и для мно­ гих русских художников. Первые натюрморты с участием цветов и фруктов начали появляться в стенах петербургской Академии художеств ещё в 18 столетии. Именно тогда был создан специаль­ ный учебный класс - «Класс цветов и плодов», в котором студенты учились рисовать и писать разнообразные дары природы. Полагалось, что это умение может сослужить художнику ноль- Ч'Лф 1 Н. Петров. зу в создании полотен на исторические и мифо­ логические темы, которые в те далёкие времена были главными в живописи. Жанр натюрморта очень долгое время считался «низшим», и пото­ му русская живопись почти не знает отдельных картин, посвящённых еде, как, скажем, у голланд­ ских и французских художников. Однако как мо­ тив, часть творческого замысла еда часто присут­ ствует в творениях русских мастеров. Одна из самых ранних картин о еде - это «Кре­ стьяне за обедом» И. Ерменёва. Простые люди ча­ сто становились героями полотен этого худож-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz