Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

«Натюрморт с кружкой и стеклянным стаканом», 1760 г. из этого бака воду в ведро - дескать, пусть оста­ нется для потомков художественное «руковод­ ство» по его использованию. Так родилось про­ изведение «Женщина, наливающая воду из бака». Шарден постоянно запечатлевал своих слуг: вот молодая девушка моет в бочке сковороду с длин- ной-предлинной ручкой, а всё та же Мари Анна изображена чистящей брюкву или вернувшейся с покупками с рынка. Все эти сценки привлека­ ют своей непосредственностью, в них нет и тени грусти. Да, работа кухарки и прислуги нелегка, но как замечательно, когда господин художник делает её предметом высокого ис­ кусства. Помимо жанровых сцен, Шарден пишет огромное количество самых разно­ образных натюрмортов. Предметы, изображаемые художником, никогда не бы­ вают чересчур роскошны­ ми и красивыми, а их рас­ положение кажется и вовсе случайным. Будто ненароч­ но в «На- «А^едный бак», 2733 е, р О р X6 с флягой маслин» в поле зрения художника оказался грубо сколо­ ченный, массивный деревянный стол, на котором расположились пышный круглый хлеб, тарелка с сочными грушами, изящная са­ харница и бутыль с консервиро­ ванными маслинами. А посмо­ трите на «Кухонный натюрморт» - ведь это просто запечатлённый Шарденом уголок кухни: кувшин, лохань, рыба, пара яиц и кусок свежего мяса. В этих произведе­ ниях нет ни жеманной игры, ни театрализации, но есть необыкновенное тепло са­ мой жизни, тепло, исходящее от домашнего оча­ га и доброй, заботливой семьи. Все предметы, изображаемые художником на холсте, словно оживают и даже «разговарива­ ют» друг с другом. «Взгляните, - будто гордели­ во говорит большая медная кастрюля - герои­ ня картины «Кухонный стол», - как блестят мои начищенные бока!» И кажется, что стоящие ря­ дом изящная ступка и белый кувшин действи­ тельно с восхищением «смотрят» на свою пуза­ тую соседку! А взглянув на «Стол дворецкого», вы обязательно станете свидетелем изысканно­ го «диалога», в котором пребывают аристокра- «Серебряный кубок», 1730 г. «Стол дворецкого», 1763 г. ты соусники, прекрасная фарфоровая сахарница и маленький столик (у него даже ящичек, словно рот, приоткрыт!). Слава о «кухонном» романтике живописце Жа­ не Шардене быстро разнеслась по Европе. Мно­ гочисленные заказчики стремились в его мастер­ скую, чтобы пополнить свои домашние коллек­ ции очередным замечательным произведением. А художник всё творил и творил, удивляя публику неистощимостью своей фантазии и редким умением видеть необычное, казалось бы, в самом обыкновенном. Прошли столетия, а искусство Шардена видится таким же близ­ ким сердцу, побуждающим раз­ мышлять и любоваться самым цен- Ц ным, что у нас есть, - жизнью, часть которой, безусловно, каждый из нас проводит на кухне. Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого художественного музея.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz