Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
«Натюрморт с кружкой и стеклянным стаканом», 1760 г. из этого бака воду в ведро - дескать, пусть оста нется для потомков художественное «руковод ство» по его использованию. Так родилось про изведение «Женщина, наливающая воду из бака». Шарден постоянно запечатлевал своих слуг: вот молодая девушка моет в бочке сковороду с длин- ной-предлинной ручкой, а всё та же Мари Анна изображена чистящей брюкву или вернувшейся с покупками с рынка. Все эти сценки привлека ют своей непосредственностью, в них нет и тени грусти. Да, работа кухарки и прислуги нелегка, но как замечательно, когда господин художник делает её предметом высокого ис кусства. Помимо жанровых сцен, Шарден пишет огромное количество самых разно образных натюрмортов. Предметы, изображаемые художником, никогда не бы вают чересчур роскошны ми и красивыми, а их рас положение кажется и вовсе случайным. Будто ненароч но в «На- «А^едный бак», 2733 е, р О р X6 с флягой маслин» в поле зрения художника оказался грубо сколо ченный, массивный деревянный стол, на котором расположились пышный круглый хлеб, тарелка с сочными грушами, изящная са харница и бутыль с консервиро ванными маслинами. А посмо трите на «Кухонный натюрморт» - ведь это просто запечатлённый Шарденом уголок кухни: кувшин, лохань, рыба, пара яиц и кусок свежего мяса. В этих произведе ниях нет ни жеманной игры, ни театрализации, но есть необыкновенное тепло са мой жизни, тепло, исходящее от домашнего оча га и доброй, заботливой семьи. Все предметы, изображаемые художником на холсте, словно оживают и даже «разговарива ют» друг с другом. «Взгляните, - будто гордели во говорит большая медная кастрюля - герои ня картины «Кухонный стол», - как блестят мои начищенные бока!» И кажется, что стоящие ря дом изящная ступка и белый кувшин действи тельно с восхищением «смотрят» на свою пуза тую соседку! А взглянув на «Стол дворецкого», вы обязательно станете свидетелем изысканно го «диалога», в котором пребывают аристокра- «Серебряный кубок», 1730 г. «Стол дворецкого», 1763 г. ты соусники, прекрасная фарфоровая сахарница и маленький столик (у него даже ящичек, словно рот, приоткрыт!). Слава о «кухонном» романтике живописце Жа не Шардене быстро разнеслась по Европе. Мно гочисленные заказчики стремились в его мастер скую, чтобы пополнить свои домашние коллек ции очередным замечательным произведением. А художник всё творил и творил, удивляя публику неистощимостью своей фантазии и редким умением видеть необычное, казалось бы, в самом обыкновенном. Прошли столетия, а искусство Шардена видится таким же близ ким сердцу, побуждающим раз мышлять и любоваться самым цен- Ц ным, что у нас есть, - жизнью, часть которой, безусловно, каждый из нас проводит на кухне. Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого художественного музея.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz