Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Кухарка, чистящая брюкву», 1738 г. Шардена передавать увиденное с боль­ шой тонкостью и достоверностью. Однако всё сво­ бодное время Жан Батист посвящал живописанию ку­ хонных забот, ко­ торые по-прежнему являлись частью жизни его любимой матери. На кухне всё могло стать пред­ метом творческо­ го вдохновения: и оловянные тазы, и разделан­ ная рыба, и торжественный процесс сервировки блюд. Ему была по душе именно та особая атмос­ фера, что царила здесь, - не парадная, а уютная и искренняя, проникнутая домаш­ ним теплом и заботой. Первой картиной Шардена стал «Скат». Полотно представ­ ляло кухонный стол, буквально ломящийся от изобилия даров моря. Главным среди них была подвешенная на крюк ромбо­ образная туша морского ската. Автор внимательно и точно пе­ редал блестящую поверхность «Кухонный натюрморт», 1733-1734 гг. шкурки ската и рыбьей чешуи, игру световых бли­ ков на глиняном кувшине, мягкость складок от­ брошенной со стола скатерти и основательность каменной кладки кухонной стены. «Изюминкой» этого натюрморта стала забавная кошка, которую привлёк запах рыбы, но сильно напугал облик не­ ведомого ей морского ската. Затем Шарден написал произведение «Буфет»: оно изображало сценку на кухне, в которой ры­ жий сеттер заинтересовался зрелищем стоящей на столе большой серебряной этажерки с фрук­ тами. Молодому живописцу захотелось показать созданные им картины людям, и, недолго думая. «Натюрморт с флягой маслин», 1760 г. Шарден отправился на парижскую площадь До­ фина, где обычно устраивались художественные выставки. Коллеги по цеху, предлагавшие здесь местной знати свои картины на модные в то вре­ мя сюжеты из античной мифо­ логии, с иронией поглядывали на кухонную романтику Жана Шардена. Но каково же было их удивление, когда народ плотной стеной окружил натюрморты с кухонной утварью. Импровизи­ рованная выставка в одночасье решила дальнейшую жизнь Жа­ на Батиста Шардена. Его произ­ ведения купили за очень хоро­ шие деньги, а самого художника избрали членом Королевской академии искусств как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Теперь у него были собственный дом и собствен ­ ные слуги, одна­ ко найти Шардена по-прежнему мож­ но было только на кухне! Поначалу по­ варов и служанок сильно смущало присутствие их гос­ подина с кистями и мольбертом среди чанов с яствами и грязной посуды, но вскоре они привык­ ли и даже сами начали придумывать сюжеты для очередного творения хозяина. Например, увидев замечательный «портрет» сияющей начищенны­ ми боками медной цистерны для воды, служан­ ка Мари Анна Шено предложила Шардену вы­ полнить ещё одну картину, где она бы наливала «Возвращение с рынка»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz