Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

К^(§>ннь| 5 'р<з>л\антак ч то такое кухня? Это место в доме, от­ ведённое для приготовле­ ния пищи и наполненное различными предметами и приспособлениями, помо­ гающими хозяйке варить, жарить и печь. Простран­ ство кухни - зрелище, как правило, весьма обык­ новенное: полки с крупами и приправами, много­ численные ложки, вилки, тарелки, кастрюли, по­ ловники... Однако появись здесь умелая хозяйка, и все эти привычные предметы вдруг станут чу­ десными, а обычная кухня обязатель­ но превратится в волшебную лабора­ торию, где рождаются самые неожи­ данные и, бесспорно, вкусные идеи. Именно такой образ кухни в ис­ кусстве живописи создал француз­ ский художник 18-го века Жан Ба­ тист Шарден. Он написал свыше тысячи картин, подробно и увлека­ тельно поведав о буднях служанок и кухарок, о той необыкновенной кра­ соте, которой могут обладать самые простые на вид вещи, и, конечно, о самом процессе приготовления пи­ щи. Откуда же берёт начало такая любовь художника к кухонной те­ ме? Как и многое в нас - из детства. Жан Батист Симеон Шарден ро­ дился в 1699 году. Семья Шарден была самой обыкновенной, живущей в скромном парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре (ныне этот район один из самых фешенебельных) и зарабатывав­ шей на жизнь тяжёлым трудом. Глава семейства был резчиком-крас- нодеревщиком, ма­ дам Шарден - по­ дённой работницей. К удивлению отца, маленький Жан со­ вершенно не инте­ ресовался столяр­ ной мастерской и с большей охотой от­ правлялся «рабо­ тать» вместе с ма­ мой на кухню и в прачечную. Здесь можно было подол- * 1 «Буфет», 2728 г. «Скат», 1728 г. гу любоваться приглушённым бле ском кастрюль и медных лоханей или выдувать из длинной трубки огромные мыльные пузыри, при­ стально наблюдая их хрупкую и не­ долгую жизнь. А приготовление различных блюд? Оно казалось мальчику то ли священнодействи­ ем, то ли каким-то ловким фокусом: шутка ли, из горсти муки, дрожжей и масла приготовить румяный, мяг­ чайший бриошь! Как-то раз Жан Батист зарисовал свои впечатления на листе бумаги, и этот рисунок случайно попал на гла­ за мадам Шарден. Растроганная явными способ­ ностями сына, она убедила мужа отдать мальчика подмастерьем к художнику Пьеру Каза. Доволь­ но .коро мастер Пьер увидел в своём новом по­ мощнике даровитого живописца и рекомендовал его в мастерскую |г 4 т «Женщина, наливающ ая воду известного париж­ ского скульптора и художника-пор- третиста Ноэля- Никола Куапеля. Юный Жан Шар­ ден принимал уча­ стие в создании портретов - Куа- пель доверял ему писать различные детали костюмов, предметы, высоко ценя способность из бака», 1733 г. «Судомойка», 1738 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz