Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
в . Хеда. Натюрморт с позолоченным кубком. ными «окнами» то в мир изысканных кушании венценосных особ, то в уютную столовую домо витых бюргеров. Каждый натюрморт Класа ста новился не только подробным рассказом о со словной принадлежности его невидимых хозяев, но даже об их характерах, темпераменте. Посмо трим на «Натюрморт с тортом» и сразу заметим, что внезапно исчезнувшая компания едоков бы ла на редкость весёлой, эмоциональной: нежней ший торт торопливо разрушен ложкой, с лимона не успели счистить кожуру, соль рассыпана, на кренившееся блюдо с фруктами грозится упасть со стола, нарезанный хлеб так и остался лежать на ста рательно отглаженной шёл ковой скатерти ... Глядя на это произведение, невольно начинаешь размышлять, кем были завтракавш ие и куда они так спешили. Быть мо жет, на весёлый приём или же их звал на охоту протяж ный звук рожка г Спрос на натюрморты Пи тера Класа рос, и справлять ся в одиночку художнику уже не удавалось . Он стал брать учеников, чтобы вы полнять больше зака зов и заодно передавать своё ма стерство другим художни кам . Одним из самых лю бимых учеников Класа был Виллем Хеда. Хеда такж е создавал натюрморты-«завтраки» , наделяя их необыкновенной драматургией и смыслом. Но если его учителю по душе было изображение безупречно отглаженных скатертей и мерцания прозрачной стеклянной посуды, то признаком искусства Хеды становятся порывисто ском канные салфетки и начищенные до блеска утон чённо-изысканные серебряные и позолоченные В. Кальф. Натюрморт с китайской супницей. кубки, кувшины и чайнички. Взгляните на «На тюрморт с позолоченным кубком». Время шло, мода менялась, но «завтраки» в ху дожественном мире Голландии оставались по- прежнему востребованы . Однако зритель уже хотел в них видеть нечто экзотическое, нети пичное для Голландии. Это удалось сделать дру гому мастеру натюрмортов - Виллему Кальфу, в чём ему, безусловно, помогла... Голландская Ост- Индская компания, снаряжавшая торговые кораб ли на Дальний Восток! Каким образом, спросите вы, это могло отразиться на «завтраках»? Самым непосредственным: в голландских лавках появи лись китайский фарфор и шёлк, которые художник охотно использует при составлении натюрморта. Он приобретает изумительный восточный коло рит, непохожий на такой привычный неповорот ливый бюргерский быт. Кроме того, голландские/ колонии на мысе Доброй Надежды, в Индонезии,^ Суринаме, на Антильских островах и по всей тер ритории Азии обогащали страну ковровыми ска тертями, серебряными кубками, перламутром, которые также находят художественное вопло щение в произведениях Виллема Кальфа. Вопре ки искусству Класа и Хеды, пронизанному свет лыми, прозрачными красками, Кальф использует более тёмные, тяжёлые цвета - ведь массивная китайская супница будет эффектнее выглядеть стоящей на плотном цветном восточном ковре, нежели на лёгкой шёлковой салфетке. Однако, вслед за своими стар шими коллегами-современни- ками, Кальф нередко «ставит» в свои натюрморты и типич ный для Голландии стеклян ный бокал с массивной нож кой, чтобы подчеркнуть, что «завтракающие» всё же граж дане Голландии. Вот так, благодаря склон ности голландцев к гурман ству и одной замечательной фантазии, случившейся в ма стерской художника Питера Класа, на свет появился не обычный жанр натюрморта, который по-прежнему прико вывает наши взгляды и всё так же возбуждает аппетит. Уди вительные картины всех трёх художников, о ко торых мы рассказали, можно увидеть в Государ ственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве и Эрмитаже в Санкт- Петербурге. Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого областного художественного музея.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz