Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

в . Хеда. Натюрморт с позолоченным кубком. ными «окнами» то в мир изысканных кушании венценосных особ, то в уютную столовую домо­ витых бюргеров. Каждый натюрморт Класа ста­ новился не только подробным рассказом о со­ словной принадлежности его невидимых хозяев, но даже об их характерах, темпераменте. Посмо­ трим на «Натюрморт с тортом» и сразу заметим, что внезапно исчезнувшая компания едоков бы­ ла на редкость весёлой, эмоциональной: нежней­ ший торт торопливо разрушен ложкой, с лимона не успели счистить кожуру, соль рассыпана, на­ кренившееся блюдо с фруктами грозится упасть со стола, нарезанный хлеб так и остался лежать на ста­ рательно отглаженной шёл­ ковой скатерти ... Глядя на это произведение, невольно начинаешь размышлять, кем были завтракавш ие и куда они так спешили. Быть мо ­ жет, на весёлый приём или же их звал на охоту протяж­ ный звук рожка г Спрос на натюрморты Пи­ тера Класа рос, и справлять­ ся в одиночку художнику уже не удавалось . Он стал брать учеников, чтобы вы ­ полнять больше зака зов и заодно передавать своё ма­ стерство другим художни­ кам . Одним из самых лю ­ бимых учеников Класа был Виллем Хеда. Хеда такж е создавал натюрморты-«завтраки» , наделяя их необыкновенной драматургией и смыслом. Но если его учителю по душе было изображение безупречно отглаженных скатертей и мерцания прозрачной стеклянной посуды, то признаком искусства Хеды становятся порывисто ском ­ канные салфетки и начищенные до блеска утон­ чённо-изысканные серебряные и позолоченные В. Кальф. Натюрморт с китайской супницей. кубки, кувшины и чайнички. Взгляните на «На­ тюрморт с позолоченным кубком». Время шло, мода менялась, но «завтраки» в ху­ дожественном мире Голландии оставались по- прежнему востребованы . Однако зритель уже хотел в них видеть нечто экзотическое, нети ­ пичное для Голландии. Это удалось сделать дру­ гому мастеру натюрмортов - Виллему Кальфу, в чём ему, безусловно, помогла... Голландская Ост- Индская компания, снаряжавшая торговые кораб­ ли на Дальний Восток! Каким образом, спросите вы, это могло отразиться на «завтраках»? Самым непосредственным: в голландских лавках появи­ лись китайский фарфор и шёлк, которые художник охотно использует при составлении натюрморта. Он приобретает изумительный восточный коло­ рит, непохожий на такой привычный неповорот­ ливый бюргерский быт. Кроме того, голландские/ колонии на мысе Доброй Надежды, в Индонезии,^ Суринаме, на Антильских островах и по всей тер­ ритории Азии обогащали страну ковровыми ска­ тертями, серебряными кубками, перламутром, которые также находят художественное вопло­ щение в произведениях Виллема Кальфа. Вопре­ ки искусству Класа и Хеды, пронизанному свет­ лыми, прозрачными красками, Кальф использует более тёмные, тяжёлые цвета - ведь массивная китайская супница будет эффектнее выглядеть стоящей на плотном цветном восточном ковре, нежели на лёгкой шёлковой салфетке. Однако, вслед за своими стар­ шими коллегами-современни- ками, Кальф нередко «ставит» в свои натюрморты и типич­ ный для Голландии стеклян­ ный бокал с массивной нож­ кой, чтобы подчеркнуть, что «завтракающие» всё же граж­ дане Голландии. Вот так, благодаря склон ­ ности голландцев к гурман­ ству и одной замечательной фантазии, случившейся в ма­ стерской художника Питера Класа, на свет появился не­ обычный жанр натюрморта, который по-прежнему прико­ вывает наши взгляды и всё так же возбуждает аппетит. Уди­ вительные картины всех трёх художников, о ко­ торых мы рассказали, можно увидеть в Государ­ ственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве и Эрмитаже в Санкт- Петербурге. Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого областного художественного музея.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz