Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
1 К и « > г « ^ ^ м 4 9 е к м ^7 / и в одной стране мира картины с изобра- 3 X жением съестного не создавались с таким трепетом и не ценились столь высоко, как в Гол ландии 17 века. Разнообразными натюрморта ми, изображавшими фруктово-овощное изоби лие, свежий рыбный улов, только выпеченный хлеб или же аппетитные охотничьи трофеи, бы ло принято украшать столовые комнаты в домах, замках и дворцах. Такие картины помогали воз будить аппетит, провести время за интересной беседой, которую, как правило, начинал хозяин дома, желая скрасить ожидание гостями готовя щегося на кухне обеда или ужина. Голландцы 17 столетия были убеждёнными до моседами, большими гурманами и не меньши ми ценителями искусства живописи. Три этих качества прекрасным образом претворялись в «съедобных» картинах, которые были настолько популярны в тогдашней Голландии, что в стр а не трудились целые художественные цехи, тво рившие для горожан натюрморты на любой вкус. П. Клас. Натюрморт с тортом. Так, одни мастера живописали плоды и цветы, другие специализировались на изображении све- жепойманной дичи или рыбы, а третьи создава ли изысканные натюрморты-симфонии, посвя щённые принятию пищи в определённое время. Первым, кто придумал не просто переносить на холст внешний вид различных яств, а разыгры вать с участием продуктов маленькие, но самые настоящие спектакли, был голландский художник Питер Клас. А произошло это вот как. Как-то утром в мастерской художника по явился купец, торговавший в городе Харлеме ры бой. Он оставил заказ - исполнить для его торго вого представительства изображение огромной сельди, которое стало бы украшением входа в рыбную фирму. Купец был добродушным толстя ком и сразу понравился Класу. Потому живописец немедленно принялся создавать «портрет» сель ди. Но писать одну-единственную рыбину ему бы- П. Клас. Натюрморт с кружкой. стро наскучило, и он начал фантазировать: «А что же на завтрак любит есть этот толстяк купец? Ко нечно, свою любимую селёдку, аккуратно порезав которую он не забывает о куске свежего, хрустя щего хлеба и добром стакане пива...» Размечтав шись, художник не заметил, как на его холсте ро дился замечательный натюрморт, где всё это бы ло так живо изображено, что казалось, пройдёт мгновение - и за столом появится сам участник завтрака - купец. Клас поблагодарил свою фанта зию, однако, отставив натюрморт в сторону, про должил создавать эмблему для рыбного предста вительства. Наконец за своим заказом пожаловал тот самый купец. Заметив стоявший у стены тон ко исполненный натюрморт с сельдью, хлебом и бокалом пива, купец начал упрашивать Питера Класа продать ему это произведение вдобавок к заказу, суля художнику немалые деньги. Клас согласился, и два изображения сельди его кисти украсили в тот день сразу два здания в Харлеме - представительство рыбной фирмы и столовую богатого купеческого особняка. Вскоре художник Питер Клас стал мастером «завтраков». Его картины казались удивитель- Я. Клас. За вт рак с ветчиной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz