Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
жизни художника до наших дней дошло лишь пол тора десятка картин. Одним из самых известных творений худож ника считается аллегорический цикл «Времена года». Мы уверены, что тот или иной сезон ху дожественно может выразить только пейзажный жанр, но Арчимбольдо создаёт натюрморт-пор трет. Взгляните на «Лето» и вы увидите всё, чем это время года богато: яблоки, груши, орехи и да же огурец, а ещё спелые ягоды и пшеничные коло сья. И всё это, собранное так искусно вместе, пре вращается в настоящий человеческий портрет! А вот «Осень» в виде старичка с носом-картофели ной и ушами-грибами. Смотрите, как тонко на писана художником каждая деталь: даже хочет ся дотронуться до сочного наливного винограда и раскрывшего свои колючие скорлупки кашта на. Свою картину «Зимние плоды» Арчимболь до придумал, спустившись с поварами в дворцо вый подвал, где зимой хранился собранный уро жай. Так, увиденные художником свекла, капуста, сельдерей, морковь и яблоки превратились в до брого, напоминающего Деда Мороза бородача. Но Джузеппе Арчимбольдо не был бы самим собой, если бы даже в своём необычном твор честве не изобрёл чего-нибудь ещё более нео бычного. Посмотрите на портрет добродушного толстяка-садовника. А теперь переверните изо бражение на 180 градусов и вы увидите... просто миску с овощами! Такой же картиной-перевёрты- шем представляется и «Фруктовый человек». Ху дожник проводил твор ческие эксперименты не только с фруктами и овощами, но умел вир туозно составлять чело веческие образы даже из предметов: знакомь тесь - «Повар». Втаком остроумном обличии предстал бравый повар германского император ского двора! «Професси ональный» его портрет составлен из всевозможной кухонной утвари - деревянных бочек, тазов и кувшинчиков. Высшей точкой удивительного искусства Ар чимбольдо и произведением, прославившим его,' стал «Вертумн». Состоящий из великолепных плодов и цветов аллегорический портрет изо бражает императора Рудольфа Второго в образе древнеримского божества времён года, расти тельности и преобразования. Преподнесённый императору в честь новогодних праздников, этот портрет был столь высоко оценён монархом, что сразу занял одно из почётных мест в его двор цовой картинной галерее. А Джузеппе Арчим больдо пожаловали высокий дворянский титул пфальцграфа. Будучи в преклонном возрасте, Арчимболь до вернулся в родной Милан. Бродя по дорогим сердцу улочкам и наслаждаясь родной итальян ской речью, которую ему не доводилось слышать несколько десятилетий, Арчимбольдо часто оста навливался у стен кафедрального собора и вспо минал, как когда-то мальчишкой нашёл в забро шенной кладовой свою судьбу... Замечательного художника Джузеппе Арчим больдо уже давно нет на свете, но его искусство живёт и продолжает ся. Вспомните фрукто во-овощную историю о Чипполино и его дру зьях, героев «Волшеб ника Изумрудного го рода». А разве в нас са мих не живёт маленький Арчимбольдо, когда мы лепим снеговика с мор ковкой вместо носа или мастерим поделки из каштана и рябины? Вся кий раз, беря в руку спе лый фрукт или овощ, помните, что он полезен не только для организма, но и для творческого вдохновения! Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого областного художественного музея. ( 4 --
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz