Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

жизни художника до наших дней дошло лишь пол­ тора десятка картин. Одним из самых известных творений худож­ ника считается аллегорический цикл «Времена года». Мы уверены, что тот или иной сезон ху­ дожественно может выразить только пейзажный жанр, но Арчимбольдо создаёт натюрморт-пор­ трет. Взгляните на «Лето» и вы увидите всё, чем это время года богато: яблоки, груши, орехи и да­ же огурец, а ещё спелые ягоды и пшеничные коло­ сья. И всё это, собранное так искусно вместе, пре­ вращается в настоящий человеческий портрет! А вот «Осень» в виде старичка с носом-картофели­ ной и ушами-грибами. Смотрите, как тонко на­ писана художником каждая деталь: даже хочет­ ся дотронуться до сочного наливного винограда и раскрывшего свои колючие скорлупки кашта­ на. Свою картину «Зимние плоды» Арчимболь­ до придумал, спустившись с поварами в дворцо­ вый подвал, где зимой хранился собранный уро­ жай. Так, увиденные художником свекла, капуста, сельдерей, морковь и яблоки превратились в до­ брого, напоминающего Деда Мороза бородача. Но Джузеппе Арчимбольдо не был бы самим собой, если бы даже в своём необычном твор­ честве не изобрёл чего-нибудь ещё более нео­ бычного. Посмотрите на портрет добродушного толстяка-садовника. А теперь переверните изо­ бражение на 180 градусов и вы увидите... просто миску с овощами! Такой же картиной-перевёрты- шем представляется и «Фруктовый человек». Ху­ дожник проводил твор­ ческие эксперименты не только с фруктами и овощами, но умел вир­ туозно составлять чело­ веческие образы даже из предметов: знакомь­ тесь - «Повар». Втаком остроумном обличии предстал бравый повар германского император­ ского двора! «Професси­ ональный» его портрет составлен из всевозможной кухонной утвари - деревянных бочек, тазов и кувшинчиков. Высшей точкой удивительного искусства Ар­ чимбольдо и произведением, прославившим его,' стал «Вертумн». Состоящий из великолепных плодов и цветов аллегорический портрет изо­ бражает императора Рудольфа Второго в образе древнеримского божества времён года, расти­ тельности и преобразования. Преподнесённый императору в честь новогодних праздников, этот портрет был столь высоко оценён монархом, что сразу занял одно из почётных мест в его двор­ цовой картинной галерее. А Джузеппе Арчим­ больдо пожаловали высокий дворянский титул пфальцграфа. Будучи в преклонном возрасте, Арчимболь­ до вернулся в родной Милан. Бродя по дорогим сердцу улочкам и наслаждаясь родной итальян­ ской речью, которую ему не доводилось слышать несколько десятилетий, Арчимбольдо часто оста­ навливался у стен кафедрального собора и вспо­ минал, как когда-то мальчишкой нашёл в забро­ шенной кладовой свою судьбу... Замечательного художника Джузеппе Арчим­ больдо уже давно нет на свете, но его искусство живёт и продолжает­ ся. Вспомните фрукто­ во-овощную историю о Чипполино и его дру­ зьях, героев «Волшеб­ ника Изумрудного го­ рода». А разве в нас са­ мих не живёт маленький Арчимбольдо, когда мы лепим снеговика с мор­ ковкой вместо носа или мастерим поделки из каштана и рябины? Вся­ кий раз, беря в руку спе­ лый фрукт или овощ, помните, что он полезен не только для организма, но и для творческого вдохновения! Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого областного художественного музея. ( 4 --

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz