Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
в рубрике «НаКормИ- ли» мы начинаем серию рассказов о художниках разных стран и эпох, по святивших своё творче ство именно гастроно мической теме. Вы убеди тесь, что спелые овощи и фрукты, ароматный све жий хлеб и дары моря за мечательны не только на вкус, но и на глаз! фантазии синьора ЛрЧимбольдо ели какой художник и снискал себе славу одного из самых загадочных и своеобраз ных людей своего времени, так это итальянец Джузеппе Арчимбольдо. Его картины и сегодня восхищают своей уникальностью, ведь их глав ные «герои» - это то, что мы едим! Он родился в Милане в 1527 году. Отец Джу зеппе был художником, потому Арчимбольдо- младший довольно рано узнал труд подмасте рья, а через какое-то время и сам стал хорошим живописцем. Вместе с отцом юный художник расписывал храмы по всей Италии, и наконец жизнь семейства Арчимбольдо потекла спокой но и предсказуемо! Возможно, таковой она могла бы оставаться и дальше, если бы Джузеппе, по могая отцу выполнять очередной художествен ный заказ, не оказался в Миланском кафедраль ном соборе. Здесь, в одной из старых кладовых, куда молодой художник забрёл в поисках бумаги для черновых работ, он обнаружил рисунки при чудливо переплетающихся между собой удиви тельных растений, плодов и животных, создан ные знаменитым Аеонардо да Винчи. С детства увлекавшийся природо ведением, Арчимбольдо, словно заворожённый, рассматривал эти пожел тевшие листы, понимая, что с росписями церквей в его жизни покончено. Отныне Джузеппе Ар чимбольдо становится художником цветов, ово щей и фруктов. Однако он создаёт не просто на тюрморты, но конструи рует из даров природы. словно из деталей фантастической мозаики, че ловеческие портреты и различные аллегориче ские образы: человек для Арчимбольдо - это та кая же часть приро ды, как и всё живое, так почему человече ское лицо нельзя изо бразить в виде карто фелин или груш? Даже любой человеческий характер можно вы разить определённым овощем или фруктом; так, весёлый непосе да может стать яр кой вишней и спелым яблоком, а скромный молчун - репой и луком-пореем. Для Италии XVI столетия такое творческое измышление портрет ного жанра было в новинку, и на родине у худож ника почти не было заказов. Талант Арчимбольдо вдруг оценил германский император, который любил всё необычное и эк зотическое. Он пригласил художника работать оформителем празднеств двора. Здесь фантазии Арчимбольдо было где развернуться, и художни ка ждал поистине головокружительный успех. Ка кие пышные декорации и удивительные в своей необычности театральные костюмы он создавал! Он украшал рыцарские турниры и балы фантасти ческими гирляндами, в которых помимо цветов и фруктов можно было встретить самые неожи данные предметы, скажем, столовое серебро или крохотные кофейные чашечки; изобретал изящ ные колесницы, запряжённых в которые белых лошадей расписывал во всевозможные цвета... Современники восхищались неистощимостью воображения, изобретательностью и юмором Ар чимбольдо - ему по праву не было равных. Вчасы отдыха от шумных празднеств Джузеп пе Арчимбольдо вновь возвращался к своим «съе добным» портретам. От всей яркой творческой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz