Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
Джаз обычно считают чисто негритянским «изобретением». Это не совсем так. Джаз возник из слияния особого ритма, без которого немыс лимо негритянское мироощущение, и европей ской музыки, привезённой на американский к"- тинент белыми (поль ки, вальсы, кадрили, марши). Без любого из этих слагаемых джаз бы не состоялся. Это «изобретение» могло запросто ка нуть в Лету, как это случалось тысячи раз в истории музыки. Но в джазе оказалась од на «штука», которая сделала его воисти ну бессмертным. Эта «штука» - импрови зация. Импровизация - это мгновенное сочи нение музыки. Когда- то, ещё до появления нотной ?• писи (пом ните, я рассказывал вам про Гвидо Аре- Памятник А. Саксу, изобретателю саксофона. тинского?), существование музыки было толь ко импровизационным. Нотная запись невольно убила искусство импровизации, и умение сочи нять музыку «на ходу» стало уделом очень не многих (известно, что великими импровизато рами были Бах, Моцарт, Бетховен, Лист). А джаз вдруг взял и возродил это волшебное искусство - ведь негритянские музыканты, особенно по началу, не знали нотной грамоты. И появилос^; новое (вернее, забытое) наслаждение для слуг ^ ^ теля - присутствовать при сиюминутном Ор1# дении музыки! Ведь уже завтра музык^1 вольно импровизирует как-то иначе, ч е |" ^ А значит, каждое джазовое исполнен^ лый (военный) барабан обогатился таким коли чеством своих собратьев, тарелок и прочих вы разителей ритма, что возникла целая ударная «кухня»! Но, похоже, самым популярным джазовым инструментом стал саксо фон. И хотя его изобре татель, бельгиец Адольф Сакс (1814 - 1894), и не до жил до подлинного расцве та джаза, сама жизнь три умфально доказала, что в 1846 году он запатентовал в Париже всё-таки замеча тельный инструмент! А вот кто назвал это уди вительное музыкальное искусство джазом и что, собственно, означает это слово, так до сих пор и не известно. ^Впрочем, лично у меня (как всегда) есть по этому пов^/!^у собственная вер- Слово «джаз», по- димому, возникло точ- о так же, как название астольного тенниса — и люди, как скачет мячик, и порта пинг-понг. Шандарах- Ь ударник изо всех сил по та- кто-то сказал: «Вот это )а 2 г!». жилось! едупреждаю: если кто-то из вас ‘ИГ4л только поп-музыку, то сразу 'лоннмКом джаза будет непросто. Для I (что там говорить) необходим опре- цьи^ровень слушательской культуры, ко р ы т ^ поп-, ни рок-музыка дать не может, после моего рассказа вам захотелось по- джаз, советую начать с первых негри- ских гениев джаза - скажем, с Ауи Армстрон- пинг-понг. Ус назвали нул каког релке И ело: неповторимо Джаз подарил музыке множество г^е^ык- трясающей певицы). а (трубача и певца) и Эллы Фитцджеральд (по- новенных исполнительских приемов, вг||ргеи- шим из которых стал свинг. Свинг - это когда мелодия как бы «качается», не совсем совпадая с ритмом: она то отстает, то обгоняет его. Эта свободная манера игры и придаёт джазу особое очарование! Развиваясь, джаз раскрыл новые возможно сти многих инструментов. К радости слушате лей, труба и тромбон стали играть поразительно высокие, звонкие ноты, о которых композито ры прошлых веков даже не подозревали! А ма А теперь самое главное. Подобно тому, как опера давно перестала быть чисто итальянским явлением, балет - французским, а симфония - австрийским, так и джаз давно перестал быть чи сто американским явлением. Он давным-давно завоевал весь мир. И знаете почему? Потому что вечное желание музыкантов им провизировать, творить, а слушателей - сопе реживать этому творчеству одинаково свой ственно всем людям Земли. Независимо от цве та кожи. “И-Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz