Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Джаз обычно считают чисто негритянским «изобретением». Это не совсем так. Джаз возник из слияния особого ритма, без которого немыс­ лимо негритянское мироощущение, и европей ской музыки, привезённой на американский к"- тинент белыми (поль­ ки, вальсы, кадрили, марши). Без любого из этих слагаемых джаз бы не состоялся. Это «изобретение» могло запросто ка­ нуть в Лету, как это случалось тысячи раз в истории музыки. Но в джазе оказалась од­ на «штука», которая сделала его воисти­ ну бессмертным. Эта «штука» - импрови­ зация. Импровизация - это мгновенное сочи­ нение музыки. Когда- то, ещё до появления нотной ?• писи (пом­ ните, я рассказывал вам про Гвидо Аре- Памятник А. Саксу, изобретателю саксофона. тинского?), существование музыки было толь­ ко импровизационным. Нотная запись невольно убила искусство импровизации, и умение сочи­ нять музыку «на ходу» стало уделом очень не­ многих (известно, что великими импровизато­ рами были Бах, Моцарт, Бетховен, Лист). А джаз вдруг взял и возродил это волшебное искусство - ведь негритянские музыканты, особенно по­ началу, не знали нотной грамоты. И появилос^; новое (вернее, забытое) наслаждение для слуг ^ ^ теля - присутствовать при сиюминутном Ор1# дении музыки! Ведь уже завтра музык^1 вольно импровизирует как-то иначе, ч е |" ^ А значит, каждое джазовое исполнен^ лый (военный) барабан обогатился таким коли­ чеством своих собратьев, тарелок и прочих вы­ разителей ритма, что возникла целая ударная «кухня»! Но, похоже, самым популярным джазовым инструментом стал саксо­ фон. И хотя его изобре­ татель, бельгиец Адольф Сакс (1814 - 1894), и не до­ жил до подлинного расцве­ та джаза, сама жизнь три­ умфально доказала, что в 1846 году он запатентовал в Париже всё-таки замеча­ тельный инструмент! А вот кто назвал это уди­ вительное музыкальное искусство джазом и что, собственно, означает это слово, так до сих пор и не­ известно. ^Впрочем, лично у меня (как всегда) есть по этому пов^/!^у собственная вер- Слово «джаз», по- димому, возникло точ- о так же, как название астольного тенниса — и люди, как скачет мячик, и порта пинг-понг. Шандарах- Ь ударник изо всех сил по та- кто-то сказал: «Вот это )а 2 г!». жилось! едупреждаю: если кто-то из вас ‘ИГ4л только поп-музыку, то сразу 'лоннмКом джаза будет непросто. Для I (что там говорить) необходим опре- цьи^ровень слушательской культуры, ко­ р ы т ^ поп-, ни рок-музыка дать не может, после моего рассказа вам захотелось по- джаз, советую начать с первых негри- ских гениев джаза - скажем, с Ауи Армстрон- пинг-понг. Ус назвали нул каког релке И ело: неповторимо Джаз подарил музыке множество г^е^ык- трясающей певицы). а (трубача и певца) и Эллы Фитцджеральд (по- новенных исполнительских приемов, вг||ргеи- шим из которых стал свинг. Свинг - это когда мелодия как бы «качается», не совсем совпадая с ритмом: она то отстает, то обгоняет его. Эта свободная манера игры и придаёт джазу особое очарование! Развиваясь, джаз раскрыл новые возможно­ сти многих инструментов. К радости слушате­ лей, труба и тромбон стали играть поразительно высокие, звонкие ноты, о которых композито­ ры прошлых веков даже не подозревали! А ма­ А теперь самое главное. Подобно тому, как опера давно перестала быть чисто итальянским явлением, балет - французским, а симфония - австрийским, так и джаз давно перестал быть чи­ сто американским явлением. Он давным-давно завоевал весь мир. И знаете почему? Потому что вечное желание музыкантов им­ провизировать, творить, а слушателей - сопе­ реживать этому творчеству одинаково свой­ ственно всем людям Земли. Независимо от цве­ та кожи. “И-Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz