Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

венцев. Притом в этой сцене Моцарт впервые в истории музыки использовал мощное звучание тромбонов. Говорят, что многим в тот момент даже чудился запах серы! Поэтому венская публика сошлась на том, что Моцарту пока что далеко до Сальери и вообще до настоящих итальянских опер. Словом, «Дон Жуан» фактически провалился... Тем не менее высочайший слушатель и знаток сразу после спектакля пригласил автора к себе в ложу. Выдержав императорскую паузу, «знаток» спросил, деликатно маскируя свое недоумение: - А не кажется ли вам, дорогой Моцарт, что в вашей опере... ммм... слишком много нот? «Вы совершенно правы. Ваше Величество, - должен был ответить Моцарт. - Я был бы не­ обыкновенно счастлив внести в оперу все те изменения, каковые соблаговолит потребовать Ваше Величество». И всё! Возможность слегка «порулить» композитором наверняка польсти­ ла бы императору, и он бы тут же назначил Мо­ царту аудиенцию! А там, за беседами о музы­ ке, глядишь, и о тёплом местечке можно было словцо ввернуть. Но композитор ответил иначе. Моцарт знал как никто, что написал великую оперу. Может, даже предчувствовал, что через много лет ска­ жут: «Музыку Моцарту подсказывали ангелы, а его рукой водил сам Господь». Так неужели представитель художественной самодеятельности в сане им­ ператора смел судить о том, сколько нот должно быть в бессмертной опере «Дон Жуан?!» 'V И, учтиво поклонив­ шись, Моцарт с досто­ инством ответил: - Ровно столько, сколько нужно. Ва­ ше Величество. Настоящее чув­ ство собственного достоинства - это ведь не просто уме­ ние хорошо отве­ тить. Это ещё и ве­ л и ко е м уж е с тво лишиться чего-то очень желанного во имя этого достоин­ ства. Поэтому я и рас­ сказал вам эту исто­ рию. Статуя Моцарта в Зальцбурге. 1 К К Г < С Г @ « Ж * А 1 Л Л / же давно замечено: самой лёгкой для вос- V приятия музыкой является поп-музыка (то есть просто песни). Чтобы увлечься ею, не требуется никаких усилий. Следовательно, до­ скональное знание такой музыки никому особой чести не делает. Рок-музыка представляет со­ бой уже более сложное явление. И знатоков та­ кой музыки гораздо меньше. А чтобы понять и полюбить джаз, от слушателя требуется сделать духовное усилие - как бы слегка приподняться на цыпочки. Поэтому любителей и поклонников джаза ещё меньше. Зато уж они настоящие зна­ токи! Иначе говоря, попса звучит для всех, рок- музыка - для многих, а джаз - для некоторых. И, чтобы слегка приблизиться к джазу (тем, кто его совсем не знает), я дам вам несколько очень важных подсказок. Знаете, с чего начался американский джаз? С того, что негритянские музыканты, игравшие в кабачках Нью-Орлеана, стали после работы ре­ гулярно встречаться у кого-нибудь из коллег, чтобы помузицировать. Эти встречи получили название «джем-сейшн». Происходили они так. Вначале один из музыкантов исполнял те­ му какой-нибудь популярной песенки (нередко это был блюз), а затем каждый из желающих тут же играл эту тему на свой лад, стараясь «пере­ играть» коллегу. С каждым разом их музыкальные состязания становились всё интереснее и острее. Вскоре к музыкантам стали присоединяться и посетители кабачков, чтобы аплодисментами и свистом под­ держать самых удачливых исполнителей (между прочим, такая шумная реакция на удачное испол­ нение сохранилась до сих пор во всём мире). Так вместе с джазом ещё в конце XIX века появились и его первые «фэны».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz