Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

^ К А оцарт был первым в истории музыки Л 1 . профессиональным композитором А надо вам сказать, что профессионал - это не только человек, прекрасно владеющий своей профессией, но ещё и зарабатывающий ею на жизнь. Денег, которые Моцарт зарабатывал со­ чинением музыки, постоянно не хватало, и его мечтой было получить место капельмейстера (хотя бы второго!) при дворе императора Ио­ сифа, слывшего большим любителем музыки. Была, однако, «деталь», мешавшая Моцар­ ту осуществить эту мечту: император был зна­ током и поклонником исключительно итальянской оперы. Поэтому пер вым (главным!) капельмейстером двора был итальянец Антонио Сальери. По той же причине вся Вена, как выразились бы^ сейчас, «балдела» именцс? от итальянской музыки, в том числе и от опер Са­ льери. В этой ситуации, сагйи понимаете, все проше­ ния Моцарта об импе^а?^- торской службе встреча­ ли либо высочайший от­ каз, либо вовсе оставалась » без ответа, ведь Моцарт пи­ сал такую немодную и вооб-« * ще непривычную для вейсксг^ го слуха музыку. И вот однажды Моцарту пре/у' г- ставилась счастливейшая возмо ность получить место при-дворе: на премье его оперы «Дон Жуан» должен бр 1 л пожаловай сал^ император . честву восхищение его музыкальными познаниями и тон­ ким вкусом (импе­ ратору это очень нравилось). Теперь мне на­ до кое-что объяс­ нить. Среди мно­ жества опер, напи­ санных Моцартом, «Дон Жуан» и се­ годня остаётся са­ мой новаторской, необычной и сме­ лой. Что же говорить о слушателях XVIII века? Т Прежде всего, венцы тогда так и не по­ няли, комедия это или трагедия. Ведь *во !^.емена Моцарта оперы были либо серьёзными, либо комиче­ скими. А «Дон Жуан» не подхо- Император Иосиф И. [ ПОДодно определение! Опера начинается с убий- ^отща*и заканчивается убий- :иегаом - следовательно, это уже не комическая опера. А между этими убийствами ^(точнее, поединками с тра­ гическим исходом) - бли- Т^вте^ьная комедия о га­ лантных приключениях Дон Жуана, легендарного покори­ теля женских сердец, - так на- :а§м^5И;<комедия положений», ар’]^ изящно назвал свою тййе^у «вес^рлрй драмой» (так и ука- |ьйд;^евв^фишах), но даже с этим пред- уп^иаденйем «Дон Жуан» всё равно показался венцам чересчур сложным Что требовалось, от Моцарта, каг^^ объ ясни ли ему друзья, так это во всём соглашать­ ся с им п ер а то ­ ром, если, конеч­ но, тот удостоит композитора раз­ говором. А глав­ ное, при первой же возможности вы­ разить Его Импе­ раторскому Вели­ Впрочем, А^о Дь'и^ не только в непривыч- н о ^ и жанр\. Слишком уж многое не укладыва- .т лбсь в головах венской публики. Весьма смутил их сам Дон Жуан, не желающий соблюдать ни­ каких правил поведения в обществе (религия не одобряла подобных людей). Явно же амораль­ ный тип! Но в то же время - чертовски обаятель­ ный. Грешник, безбожник, который так и не рас­ каялся даже за миг до смерти, - а его почему-то жалко. И автор явно симпатизирует своему ге­ рою! Может, он тоже безбожник? А музыка? Где привычная напевность, где простота? А уж насыщенный трагизмом финал, когда статуя Командора проваливается в ад, утаскивая за собой Дон Жуана, вызвала настоящий шок у Антонио Сальери.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz