Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

(это произошло в 1893 году). И когда компози­ тор уже приступил к созданию музыки, ему на глаза попалась газета, где сообщалось, что один его приятель, композитор Руджеро Леонкавал­ ло, тоже начал сочинять оперу на тот же сюж ^г и с тем же названием! Это не могло не испор­ тить настроения Пуччини. Ведь Леонкавалло был весьма серьёзным соперником: за год до этого он написал оперу «Паяцы», которая тут же обрела мировую славу (кстати говоря, она и по сей день с огромным успехом идёт во мно­ гих оперных театрах мира). И началось какое-то странное состязание, за которым любители оперы следили с напряжён­ ным интересом. Р. Леонкавалло, имевший, как оказалось, лучшие «скоростные» качества, завер­ шил свою «Богему» менее чем за полтора года. Она была сразу же поставлена во многих стра­ нах, в том числе и в России, под на­ званием «Жизнь Латинского квар­ тала». Пуччини же со­ чинял свою опе­ ру вдвое медлен­ нее - он закон­ чил её только в 1896 году, потра­ тив на сочинение произведения це­ лых три года. Ле­ онкавалло, понят­ ное дело, радост- Р. Леонкавалло. НО ПОТИраЛ руКИ, наслаждаясь победой. Ещё бы: публика была в восторге от его «Богемы»! И тут произошло неожиданное. Едва опера Пуччини «Богема» была поставле­ на, как блеск оперы-соперницы начал мало-пома­ лу тускнеть, и вскоре в истории музыки осталась только одна «Богема» - именно та, которую соз­ дал Пуччини. Не знаю, злорадствовал ли синьор Пуччини по поводу поражения синьора Леонка­ валло, - известно только, что они оставались за­ клятыми врагами всю жизнь. И вот что любопытно. Леонкавалло предпри­ нял ещё одну попытку посостязаться с коллега­ ми! Поскольку тема «цыганщины», видимо, не давала ему покоя, он в 1912 году сочинил опе- Сергей Рахманинов. РУ «Цыганы» на сюжет поэмы Л. Пушкина, хо­ тя опера совсем юного Сергея Рахм анинова «Ллеко» на тот же сюжет уже была создана (и очень непло­ хо!), причём лет за двадцать до этого. Увы, но­ вые «Цыганы» успеха не име­ ли... Так Леон­ кавалло прова­ лился ещё раз, оставшись в истории музыки автором един­ ственного шедевра - «Паяцы». Оперы же Пуч­ чини - «Манон Леско», «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй»), «Тоска» (ударение на первом сло­ ге), «Плащ», «Джанни Скикки» и другие - до сих пор идут во всём мире, по-прежнему заставляя людей сопереживать его героям. п 0 К А е и и и к з в ^ ели бы вас с позором вытолкали из при- ^ личного заведения, да ещё при этом едва не надавали по шее, то такое событие вы бы на­ верняка вспоминали с обидой. Л я знаю случай, когда человек именно такой эпизод всю жизнь вспоминал с превеликим удовольствием! ...Основатель венского классицизма компо­ зитор Йозеф Гайдн (1732 - 1809) был одним из самых популярных композиторов своего време­ ни. Заметьте, при жизни! В отличие, скажем, от Моцарта. Влицо Гайдна тогда мало кто знал; его портреты не висели, как сейчас, в каждой музы­ кальной школе. И вообще в те времена портрет был штукой хлопотной и дорогостоящей, а теле­ видению предстояло появиться только лет через 250. Зато музыка Гайдна звучала по всей Европе! Так вот, однажды в Вене, проходя мимо какого-то кабачка, Гайдн услышал знакомую му­ зыку. Играл струнный квартет - две скрипки, альт и виолончель. Прислушавшись, компози­ тор с удовольствием узнал собственное произ­ ведение! И у него тут же родилась идея прелест­ ного, как ему показалось, розыгрыша. Гайдн решительно вошёл в кабачок. Изобра­ жая из себя эдакого неотёсанного мужлана, он нарочито шумно устроился за столом, а затем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz