Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
(это произошло в 1893 году). И когда компози тор уже приступил к созданию музыки, ему на глаза попалась газета, где сообщалось, что один его приятель, композитор Руджеро Леонкавал ло, тоже начал сочинять оперу на тот же сюж ^г и с тем же названием! Это не могло не испор тить настроения Пуччини. Ведь Леонкавалло был весьма серьёзным соперником: за год до этого он написал оперу «Паяцы», которая тут же обрела мировую славу (кстати говоря, она и по сей день с огромным успехом идёт во мно гих оперных театрах мира). И началось какое-то странное состязание, за которым любители оперы следили с напряжён ным интересом. Р. Леонкавалло, имевший, как оказалось, лучшие «скоростные» качества, завер шил свою «Богему» менее чем за полтора года. Она была сразу же поставлена во многих стра нах, в том числе и в России, под на званием «Жизнь Латинского квар тала». Пуччини же со чинял свою опе ру вдвое медлен нее - он закон чил её только в 1896 году, потра тив на сочинение произведения це лых три года. Ле онкавалло, понят ное дело, радост- Р. Леонкавалло. НО ПОТИраЛ руКИ, наслаждаясь победой. Ещё бы: публика была в восторге от его «Богемы»! И тут произошло неожиданное. Едва опера Пуччини «Богема» была поставле на, как блеск оперы-соперницы начал мало-пома лу тускнеть, и вскоре в истории музыки осталась только одна «Богема» - именно та, которую соз дал Пуччини. Не знаю, злорадствовал ли синьор Пуччини по поводу поражения синьора Леонка валло, - известно только, что они оставались за клятыми врагами всю жизнь. И вот что любопытно. Леонкавалло предпри нял ещё одну попытку посостязаться с коллега ми! Поскольку тема «цыганщины», видимо, не давала ему покоя, он в 1912 году сочинил опе- Сергей Рахманинов. РУ «Цыганы» на сюжет поэмы Л. Пушкина, хо тя опера совсем юного Сергея Рахм анинова «Ллеко» на тот же сюжет уже была создана (и очень непло хо!), причём лет за двадцать до этого. Увы, но вые «Цыганы» успеха не име ли... Так Леон кавалло прова лился ещё раз, оставшись в истории музыки автором един ственного шедевра - «Паяцы». Оперы же Пуч чини - «Манон Леско», «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй»), «Тоска» (ударение на первом сло ге), «Плащ», «Джанни Скикки» и другие - до сих пор идут во всём мире, по-прежнему заставляя людей сопереживать его героям. п 0 К А е и и и к з в ^ ели бы вас с позором вытолкали из при- ^ личного заведения, да ещё при этом едва не надавали по шее, то такое событие вы бы на верняка вспоминали с обидой. Л я знаю случай, когда человек именно такой эпизод всю жизнь вспоминал с превеликим удовольствием! ...Основатель венского классицизма компо зитор Йозеф Гайдн (1732 - 1809) был одним из самых популярных композиторов своего време ни. Заметьте, при жизни! В отличие, скажем, от Моцарта. Влицо Гайдна тогда мало кто знал; его портреты не висели, как сейчас, в каждой музы кальной школе. И вообще в те времена портрет был штукой хлопотной и дорогостоящей, а теле видению предстояло появиться только лет через 250. Зато музыка Гайдна звучала по всей Европе! Так вот, однажды в Вене, проходя мимо какого-то кабачка, Гайдн услышал знакомую му зыку. Играл струнный квартет - две скрипки, альт и виолончель. Прислушавшись, компози тор с удовольствием узнал собственное произ ведение! И у него тут же родилась идея прелест ного, как ему показалось, розыгрыша. Гайдн решительно вошёл в кабачок. Изобра жая из себя эдакого неотёсанного мужлана, он нарочито шумно устроился за столом, а затем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz