Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

сразу; оперу (как и вообще серьёзную музыку) слушают не более четырёх процентов населения планеты. И так было во все времена. Мало? По­ жалуй, маловато. Но эти четыре процента - элита. Под словом «элита» я подразумеваю, конечно, не богатей­ ших людей земли, не королей и не глав госу­ дарств, а духовную элиту —тех, кто приобщился к высшим достижениям человеческой культуры. Можно прожить без оперы? Конечно! Можно да­ же прожить, вообще ни о чем не задумываясь, - так легче! А можно попробовать (подчёркиваю - попробовать) сделать всего лишь шаг вверх - туда, где прячутся в облаках ослепительные вершины музыки. Если вы не испугались страшного слова «опе­ ра», то я вам для начала сообщу, что её придума­ ли по принципу «от противного». Втом смысле, что «придумщикам» была противна современ­ ная музыка. Она казалась им чересчур грубой и сложной, и они попытались вернуть ей былую простоту и красоту (а дело происходило в кон­ це XVI века). Иначе говоря, они захотели начать развитие музыки как бы сначала. Вот тут-то и случилось неожиданное. Сами того не ведая, они сделали великое открытие: создали жанр оперы. И жанр этот оказался бес­ Липецкая филармония осуществила постановку оперы современного композитора А. Чайковского «Легенда о граде Ельце». Созданная по заказу администрации Липецкой области, опера получила всероссийское признание. Её можно было услышать на фоне живой природы и старинных строений города Ельца, в концертных за ла х Москвы и Липецка, на российских радиоканалах. смертным. Повернувшись спиной к современ­ ности, они неожиданно для себя оказались да­ леко впереди всех. Рождение ...Флоренция всегда была музыкальным го­ родом. Но молодые люди, постоянно собирав­ шиеся в роскошном доме графа Джузеппе Бар- ди, не только музицировали, но и жарко спори­ ли об искусстве. Например, начинающие композиторы Яко- бо Пери и Джулио Каччини утверждали, что господство полифонического (то есть много­ голосного) стиля вредит современной музыке. «Еще бы, - подхватывал музыкант Якобо Кор­ еи, - в такой музыке отсутствует самое главное - мелодия!» - «Не в этом дело, - темперамент­ но возражал певец Винченцо Галилей, отец бу­ дущего великого астронома, —беда в том, что в полифонии все голоса главные!» - «Дайте мне настоящую мелодию, и я готов хоть сегодня на­ писать к ней стихи!» - горячился поэт Оттавио Ринуччини. Руководил этими диспутами 60-летний хозя­ ин дома; сам граф Барди был неплохим компо­ зитором и, что особенно ценно, большим ме­ ценатом. То есть человеком, не жалевшим соб­ ственных средств на искусство. И вот настал момент, когда друзья пришли к выводу, что надо возвращаться к древнегрече­ ской трагедии с её обязательным хором. Новый жанр поначалу решили назвать «драмой с музы­ кой» (слово «опера» появилось позже). Первая «драма с музыкой» Я. Пери и Я. Кореи на тексты О. Ринуччини под названием «Дафна»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz