Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
ческое прозвище Аретинский! Именно там, ста раясь как можно точнее записать мелодию, он и придумал нотный стан (поначалу в нём было не пять, а четыре линейки); в качестве же названий нот Гвидо взял по пер вому слогу начальных строк одного из церковных гимнов. И снова его мальчишки запели лучше других! И вновь это не по нравилось коллегам. И опять, уже из Ареццо, он был с позором вы гнан (новое всегда с трудом проби вает себе дорогу). Папа Римский А вдруг нобелевским лауреатом окажется кто-то из наших читателей? Однако незадолго до ухода он успел поделить ся своим открытием с приятелем-монахом, тот - со своим коллегой, третий —тоже. Умные учите ля-монахи наконец оценили новую систему! Их стараниями тупая зубрёжка стала мало-помалу уступать место профессиональному обучению музыке. Словом, система стала быстро распро страняться. Монастырские власти, конечно, пы тались с ней бороться, но было поздно. Теперь уже во многих монастырях Италии то и дело вспыхивали «нотные» скандалы. Дело в конце концов дошло до главы католи ческой церкви - Папы Римского Иоанна XIX, и тот вызвал «бунтовщика» к себе в Ватикан. Па па, на наше счастье, оказался мудрым и, как вы разились бы сейчас, продвинутым человеком. Ознакомившись с точечной фиксацией звуков и нотным станом, он убедился, N что система Гвидо Аретинского об легчает запоминание мелодий. А зна- * чит, это полезно для Церкви. И изобретатель нот был с почётом воз вращён в монастырь, но не в Ареццо, где он придумал нотную запись, а именно в Помпозу, назло недалёким монастырским чиновникам, не сумевшим оценить столь полезного для святой Церкви изобретения. Представляете их реак цию? Однако им пришлось смириться. В Помпозе Гвидо Аретинский и преподавал до самой смерти, закрепив свою бессмертную систему в специально написанном трактате. Так X век стал точкой отсчёта и нотной записи, и профессиональной музыки. И вот что любопытно. Букв люди напридумыва- ли массу: тут и иероглифы, и латиница, и кирил лица. И общаются они на сотнях разных языков и наречий. А лучшей системы записи музыки так никто и не придумал. Весь мир записывает музы ку одинаково - по системе Гвидо Аретинского! А вам слабо? Заметьте, есть на свете один вид искусства, язык которого люди всё ещё не научились запи сывать. Это язык танцев. Все балет ные спектакли, все танцы до сих пор записывают словами! Или передают «из ног в ноги». Это продолжается веками, тысячелетиями. Изобретут ли универсальный спо соб записи танцевального языка? По явится ли хореографический Гвидо Аретинский? Мне лично в это не ве- ИоаннXIX. рится. Ну, не изобрели же до сих пор? И потом, сейчас существует видеозапись. Смо три, учись и танцуй! Но я где-то читал, что изобретателю записи языка танца, если такой появится, будет немед ленно вручена Нобелевская премия. Это, между прочим, большие деньги и всемирная слава. Мо жет, кто-нибудь попробует? А вдруг этим нобелевским лауреатом окажет ся кто-то из наших читателей? Не пугайтесь! ели я сейчас рискну признаться, что речь пойдёт об опере, вы, пожалуй, сморщитесь: «Фи, опера - там всё время по ют! Кому она нужна?» Насчёт «кому» отвечу м * * т I-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz