Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

ческое прозвище Аретинский! Именно там, ста­ раясь как можно точнее записать мелодию, он и придумал нотный стан (поначалу в нём было не пять, а четыре линейки); в качестве же названий нот Гвидо взял по пер­ вому слогу начальных строк одного из церковных гимнов. И снова его мальчишки запели лучше других! И вновь это не по­ нравилось коллегам. И опять, уже из Ареццо, он был с позором вы­ гнан (новое всегда с трудом проби­ вает себе дорогу). Папа Римский А вдруг нобелевским лауреатом окажется кто-то из наших читателей? Однако незадолго до ухода он успел поделить­ ся своим открытием с приятелем-монахом, тот - со своим коллегой, третий —тоже. Умные учите­ ля-монахи наконец оценили новую систему! Их стараниями тупая зубрёжка стала мало-помалу уступать место профессиональному обучению музыке. Словом, система стала быстро распро­ страняться. Монастырские власти, конечно, пы­ тались с ней бороться, но было поздно. Теперь уже во многих монастырях Италии то и дело вспыхивали «нотные» скандалы. Дело в конце концов дошло до главы католи­ ческой церкви - Папы Римского Иоанна XIX, и тот вызвал «бунтовщика» к себе в Ватикан. Па­ па, на наше счастье, оказался мудрым и, как вы­ разились бы сейчас, продвинутым человеком. Ознакомившись с точечной фиксацией звуков и нотным станом, он убедился, N что система Гвидо Аретинского об­ легчает запоминание мелодий. А зна- * чит, это полезно для Церкви. И изобретатель нот был с почётом воз­ вращён в монастырь, но не в Ареццо, где он придумал нотную запись, а именно в Помпозу, назло недалёким монастырским чиновникам, не сумевшим оценить столь полезного для святой Церкви изобретения. Представляете их реак­ цию? Однако им пришлось смириться. В Помпозе Гвидо Аретинский и преподавал до самой смерти, закрепив свою бессмертную систему в специально написанном трактате. Так X век стал точкой отсчёта и нотной записи, и профессиональной музыки. И вот что любопытно. Букв люди напридумыва- ли массу: тут и иероглифы, и латиница, и кирил­ лица. И общаются они на сотнях разных языков и наречий. А лучшей системы записи музыки так никто и не придумал. Весь мир записывает музы­ ку одинаково - по системе Гвидо Аретинского! А вам слабо? Заметьте, есть на свете один вид искусства, язык которого люди всё ещё не научились запи­ сывать. Это язык танцев. Все балет­ ные спектакли, все танцы до сих пор записывают словами! Или передают «из ног в ноги». Это продолжается веками, тысячелетиями. Изобретут ли универсальный спо­ соб записи танцевального языка? По­ явится ли хореографический Гвидо Аретинский? Мне лично в это не ве- ИоаннXIX. рится. Ну, не изобрели же до сих пор? И потом, сейчас существует видеозапись. Смо­ три, учись и танцуй! Но я где-то читал, что изобретателю записи языка танца, если такой появится, будет немед­ ленно вручена Нобелевская премия. Это, между прочим, большие деньги и всемирная слава. Мо­ жет, кто-нибудь попробует? А вдруг этим нобелевским лауреатом окажет­ ся кто-то из наших читателей? Не пугайтесь! ели я сейчас рискну признаться, что речь пойдёт об опере, вы, пожалуй, сморщитесь: «Фи, опера - там всё время по­ ют! Кому она нужна?» Насчёт «кому» отвечу м * * т I-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz