Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Но как, интересно, музыке удавалось жить ве­ ками без нотной записи? Как люди запоминали её? Да так же, как мы! Запоминают же люди, не знающие нот, песни? Так и они. А от них, с го­ лоса или инструмента, эту музыку подхватыва­ ли другие и передавали её из уст в уста, из по­ коления в поколение. Обычные люди - своим детям, служители религиозных культов - сво­ им последователям, приходившим им на смену. Считалось, что музыку (особенно сопрово­ ждающую религиозные обряды) невозможно за­ писывать ещё и потому, что она - явление бо­ жественное; нисходит с неба прямо в людские души, а души вместе с этой музыкой рано или поздно возвращаются на небо. Поэтому даже пытаться записывать музыку - грех. Так и шли века. Одна страна завоёвывала дру­ гую, потом завоёвывали её. И какая-то музыка исчезала навсегда (представляете - навсегда!), а вместо неё появлялась другая, третья... А откуда музыка, собственно, появлялась? Уверяю вас, это происходило точь-в-точь как Гениальный монах Этот итальянец, родившийся в 925 году нашей эры, был монахом бенедиктинского монастыря Помпозы близ Равенны, и звали его Гвидо. Он за­ мечательно владел игрой на разных инструмен­ тах и был весьма искусным певцом. Церковное богослужение было, конечно, немыслимо без му­ зыки, и обучение детей искусству хорового пе­ ния входило в обязанность монахов. «Натаски­ вание» юных певцов (а в церковных хорах раз­ решалось петь только мальчикам) происходило, как я уже говорил, по принципу «из уст в уста» и требовало громадного терпения от учителей. Де­ ти, не способные к пению, нещадно изгонялись! Гвидо же, как оказалось, учил своих мальчишек по какой-то иной системе. Во всяком случае, он никого не выгонял, у него почему-то пели все, и у них всё получалось! То есть, говоря нынешним языком, у него был самый высокий педагогиче­ ский рейтинг. Нотация создателя Гвидо Аретинского. сегодня: музыку придумывали талантливые со­ ставители звуков - люди, которых позже стали называть композиторами (это слово так и пере­ водится - «составитель»). Эти «составители», несмотря на все запреты, упорно искали спосо­ бы записывать музыку - им не хотелось, чтобы она умирала. И вот однажды появился... Понятное дело, успехи молодого монаха не могли не вызвать чёрной зависти его коллег. И вскоре монастырское начальство попросту вы­ жило Гвидо из своей обители. Возможно, по по­ дозрению в «чертовщине». А нечего ему было лезть со своим уставом в чужой монастырь! Обиженный Гвидо перешёл в другой мона­ стырь, в городке Ареццо. Обиженный, но не сдавшийся! Очутившись волею судьбы в Арец­ цо, Гвидо не подозревал, что впоследствии от названия этого городка он получит своё истори-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz