Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
Но как, интересно, музыке удавалось жить ве ками без нотной записи? Как люди запоминали её? Да так же, как мы! Запоминают же люди, не знающие нот, песни? Так и они. А от них, с го лоса или инструмента, эту музыку подхватыва ли другие и передавали её из уст в уста, из по коления в поколение. Обычные люди - своим детям, служители религиозных культов - сво им последователям, приходившим им на смену. Считалось, что музыку (особенно сопрово ждающую религиозные обряды) невозможно за писывать ещё и потому, что она - явление бо жественное; нисходит с неба прямо в людские души, а души вместе с этой музыкой рано или поздно возвращаются на небо. Поэтому даже пытаться записывать музыку - грех. Так и шли века. Одна страна завоёвывала дру гую, потом завоёвывали её. И какая-то музыка исчезала навсегда (представляете - навсегда!), а вместо неё появлялась другая, третья... А откуда музыка, собственно, появлялась? Уверяю вас, это происходило точь-в-точь как Гениальный монах Этот итальянец, родившийся в 925 году нашей эры, был монахом бенедиктинского монастыря Помпозы близ Равенны, и звали его Гвидо. Он за мечательно владел игрой на разных инструмен тах и был весьма искусным певцом. Церковное богослужение было, конечно, немыслимо без му зыки, и обучение детей искусству хорового пе ния входило в обязанность монахов. «Натаски вание» юных певцов (а в церковных хорах раз решалось петь только мальчикам) происходило, как я уже говорил, по принципу «из уст в уста» и требовало громадного терпения от учителей. Де ти, не способные к пению, нещадно изгонялись! Гвидо же, как оказалось, учил своих мальчишек по какой-то иной системе. Во всяком случае, он никого не выгонял, у него почему-то пели все, и у них всё получалось! То есть, говоря нынешним языком, у него был самый высокий педагогиче ский рейтинг. Нотация создателя Гвидо Аретинского. сегодня: музыку придумывали талантливые со ставители звуков - люди, которых позже стали называть композиторами (это слово так и пере водится - «составитель»). Эти «составители», несмотря на все запреты, упорно искали спосо бы записывать музыку - им не хотелось, чтобы она умирала. И вот однажды появился... Понятное дело, успехи молодого монаха не могли не вызвать чёрной зависти его коллег. И вскоре монастырское начальство попросту вы жило Гвидо из своей обители. Возможно, по по дозрению в «чертовщине». А нечего ему было лезть со своим уставом в чужой монастырь! Обиженный Гвидо перешёл в другой мона стырь, в городке Ареццо. Обиженный, но не сдавшийся! Очутившись волею судьбы в Арец цо, Гвидо не подозревал, что впоследствии от названия этого городка он получит своё истори-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz