Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

А «Подмосковным вечерам» уже полвека, «Катюше» - более семидесяти лет. Значит, бы­ вает и так? Да! Но лишь тогда, когда песни про­ никнуты глубоким чувством. Эти, например, пе­ режили своих создателей - В. Соловьёва-Седого и М. Блантера. Но большинство песен умирают быстро и легко. И это нормально. Только не подумайте, что я призываю вас вы­ бирать между поп-музыкой и «Лунной сонатой», - ни в коем случае! Человеку в разные момен­ ты жизни нужна и попса, и классика, и, конеч­ но же, церковная музыка (вот когда душа уно­ сится к небесам). Но знайте, в тот момент, когда вам вдруг за­ хочется послушать не попсу, а ту же «Лунную сонату», вы встанете ступенькой выше, пото­ му что ваша душа соприкоснётся с Вечностью. Хор мальчиков «Виват» исполняет произведения, написанные от великой любви. Музыка по памяти успех виден невооружённым глазом. И нево­ оружённым ухом. Вся великая музыка написана от великой люб­ ви! И от любви необязательно вза­ имной. Может, даже нераз-^ делённая любовь дала ми- РУ больше прекрасной ^ музыки, чем счастли­ вая. Кто считал? Пер­ вая часть «Лунной сонаты» Бетховена проникнута таким сильным чувством, таким щемящим ощущением зыбко­ сти, таким необъят­ ным смирением, что и сегодня, через двести лет, мы не можем вдоволь наслушаться этой музыки Но при этом Бетховен очень точ­ но рассчитал и форму, и интонаци­ онный строй, и ритмику, и акком­ панемент. Здесь любовь и расчёт ^ слились в единое целое, как бы -, вает только в шедеврах Заметьте, поп-музыка чем-то похожа на конфетки, расчётли- ^ во и умело обернутые в краси- вую упаковку. Задача песни - по- нравиться. Необязательно навсегда! Главное - сразу. Средний срок жизни песни - год. Иногда - два. сем, кто учился или учится музыке, по­ везло: мы узнали и буквы, и ноты одно­ временно. Между тем буквы люди придумали несколькими тысячелетиями раньше нот. Удиви­ тельно - такую невесомую «штуку», как мысль, люди научились записывать (на камне, бере­ сте, папирусе, дощечках, покрытых воском), а самый простенький мотив - нет. И это во времена, когда музыка уже играла огром­ ную роль в жизни людей! Благодаря письменности, например, из­ вестно, что в оркестрах, сопровождавших боевые порядки древней Спарты, играли барабаны и флейты. Жаль только, что мы уже не узнаем, какую музыку они игра­ ли! Нам никогда не услышать и песнопе­ ний египетских жрецов, восхвалявших Солнце - бога Ра. И на какой мо­ тив древнегреческий хор осуж­ дал, а на какой поощрял ге­ роев трагедий Эсхила, Со­ фокла, Еврипида, нам не услышать. Особенно мне обидно за древних греков, не только соз­ давших высокую теа­ тральную культуру, но и придумавших знакомые каждому слова «музыка», «ритм», «хор», «оркестр», «театр». Эх, дорого бы я дал за то, чтобы побывать на их спектакле и услышать их музыку... •5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz