Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

чам, так называемым концертмейстерам. Ор­ кестры росли, авторам становилось управ­ лять ими всё сложнее, и первый скрипач начал помогал автору, превращаясь на время во второ­ го дирижёра. Это ещё что! Когда исполнялись, скажем, оратории (произведения для чтецов, соли­ стов, хора и оркестра), то всей мас­ сой исполнителей иногда руково­ дили сразу пятеро дирижёров! И всё это - исторические факты. Удивительно, но простейшая мысль, что оркестром должен ру­ ководить кто-то один, долгое вре­ мя никому не приходила в голо­ ву. Поэтому первый скрипач (а это всегда был лучший скрипач оркестра) в особенно сложных для оркестрантов моментах по- прежнему вставал и, не выпуская из рук скрипки, некоторое время дирижировал смычком, после чего садился и продолжал играть партию первых скрипок. Первым, кто вышел к оркестру в качестве «чистого» дирижёра, был замечательный немецкий компози­ тор-романтик Феликс Мендельсон. Только вместо смычка в его правой руке публика впервые увидела ди­ рижёрскую палочку. Но прошли десятилетия, пре­ жде чем дирижер встал на спе­ циальное возвышение, а потом и ещё годы, чтобы это возвы­ шение выдвинули перед орке­ стром. Мало того, долгое время дирижёры управляли оркестром, стоя лицом к слушателям (находиться к ним спиной считалось неприличным)! И вот, наконец, другой великий немецкий композитор и ди­ рижёр - Рихард Вагнер %Он~Ъоти<УТ 1\юлли Ф^ Аи - стал первым, кто по­ вернулся лицом к ор­ кестру (тогда это вызвало у публики небывалый шок). С тех пор такая пози­ ция дирижёра стала традиционной и незы­ блемой. Осталось только одно исключение: дирижёр и сегодня должен поворачиваться лицом к слу­ шателям, если оркестр исполняет Го­ сударственный гимн своей или лю­ бой другой страны. Ведь гимны во всём мире поют или слушают стоя, и в такой позиции дирижёра выра­ жается его гражданское уважение к Государственному гимну - свя­ щенному символу своей или чужой страны. И последнее. Знаете, что такое бунчук? Это такое древко с немыс­ лимыми украшениями, которым управляют военно-духовым орке­ стром на парадах. Движения дирижё­ ра в этих случаях очень скупы - вверх- вниз, вверх-вниз! А как же? Ведь, звучат в основном марши; раз-два раз-два! Музыканты, казалось бы, не могут видеть дирижёра, они мар­ шируют, глядя в ноты, а ноты, меж­ ду прочим,прикреплены на спинах впереди идущих оркестрантов! Но яркий, удивительно нарядный бун­ чук, ритмично взлетающий в ру­ ках дирижёра, всегда находится в зоне их периферического зрения. Оттого-то духовые оркестры и звучат так слаженно и эффектно. После революции в нашей стране пытались обойтись со­ всем без дирижёра. Был в 20-е годы такой оркестр при Моссо­ вете под названием Персимфанс (Первый симфонический ансамбль). Этим оркестром руководил... худсо­ вет. Однако пятилетний опыт Пер- симфанса показал - без дирижёра обойтись нельзя. ...Во всех оперных театрах мира есть та­ кая традиция: перед началом последнего акта дирижёру спек­ такля публика устра­ ивает овацию, отдавая дань уважения его не­ легкому труду. Давай­ те договоримся: попадая на оперный или балетный спектакль, мы с вами тоже поддержим эту прекрасную традицию. ! I I > у I ^ ! I ^5 ! 2?^ * ^ ) 1ч : §

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz