Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
чам, так называемым концертмейстерам. Ор кестры росли, авторам становилось управ лять ими всё сложнее, и первый скрипач начал помогал автору, превращаясь на время во второ го дирижёра. Это ещё что! Когда исполнялись, скажем, оратории (произведения для чтецов, соли стов, хора и оркестра), то всей мас сой исполнителей иногда руково дили сразу пятеро дирижёров! И всё это - исторические факты. Удивительно, но простейшая мысль, что оркестром должен ру ководить кто-то один, долгое вре мя никому не приходила в голо ву. Поэтому первый скрипач (а это всегда был лучший скрипач оркестра) в особенно сложных для оркестрантов моментах по- прежнему вставал и, не выпуская из рук скрипки, некоторое время дирижировал смычком, после чего садился и продолжал играть партию первых скрипок. Первым, кто вышел к оркестру в качестве «чистого» дирижёра, был замечательный немецкий компози тор-романтик Феликс Мендельсон. Только вместо смычка в его правой руке публика впервые увидела ди рижёрскую палочку. Но прошли десятилетия, пре жде чем дирижер встал на спе циальное возвышение, а потом и ещё годы, чтобы это возвы шение выдвинули перед орке стром. Мало того, долгое время дирижёры управляли оркестром, стоя лицом к слушателям (находиться к ним спиной считалось неприличным)! И вот, наконец, другой великий немецкий композитор и ди рижёр - Рихард Вагнер %Он~Ъоти<УТ 1\юлли Ф^ Аи - стал первым, кто по вернулся лицом к ор кестру (тогда это вызвало у публики небывалый шок). С тех пор такая пози ция дирижёра стала традиционной и незы блемой. Осталось только одно исключение: дирижёр и сегодня должен поворачиваться лицом к слу шателям, если оркестр исполняет Го сударственный гимн своей или лю бой другой страны. Ведь гимны во всём мире поют или слушают стоя, и в такой позиции дирижёра выра жается его гражданское уважение к Государственному гимну - свя щенному символу своей или чужой страны. И последнее. Знаете, что такое бунчук? Это такое древко с немыс лимыми украшениями, которым управляют военно-духовым орке стром на парадах. Движения дирижё ра в этих случаях очень скупы - вверх- вниз, вверх-вниз! А как же? Ведь, звучат в основном марши; раз-два раз-два! Музыканты, казалось бы, не могут видеть дирижёра, они мар шируют, глядя в ноты, а ноты, меж ду прочим,прикреплены на спинах впереди идущих оркестрантов! Но яркий, удивительно нарядный бун чук, ритмично взлетающий в ру ках дирижёра, всегда находится в зоне их периферического зрения. Оттого-то духовые оркестры и звучат так слаженно и эффектно. После революции в нашей стране пытались обойтись со всем без дирижёра. Был в 20-е годы такой оркестр при Моссо вете под названием Персимфанс (Первый симфонический ансамбль). Этим оркестром руководил... худсо вет. Однако пятилетний опыт Пер- симфанса показал - без дирижёра обойтись нельзя. ...Во всех оперных театрах мира есть та кая традиция: перед началом последнего акта дирижёру спек такля публика устра ивает овацию, отдавая дань уважения его не легкому труду. Давай те договоримся: попадая на оперный или балетный спектакль, мы с вами тоже поддержим эту прекрасную традицию. ! I I > у I ^ ! I ^5 ! 2?^ * ^ ) 1ч : §
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz