Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Хор мальчиков «Виват» липецкой школы искусств № 6. Им дирижирует Елена Евгеньевна Серова. Ш ш ( Т ^ огда я был маленьким, меня ужасно раз- дражал дирижёр. Машет, машет рука­ ми, а зачем - непонятно. Взрослые мне терпе­ ливо объяснили, что он таким образом руково­ дит оркестром. Тогда я стал на симфонических концертах (а нас в музыкальной школе просто заставляли их посещать) недоверчиво садиться поближе, чтобы разглядеть, как это он управ­ ляет оркестром. И всякий раз убеждался: враньё! На дирижёра никто не смотрит, потому что все музыканты смотрят в ноты! Став старше, я с удивлением узнал, что в среде музыкантов профессия симфонического дирижёра - са- мая уважаемая. А как же! Любой музыкант играет на каком-то од­ ном инструменте, а дирижёр - одно­ временно на всех. Он тоже исполнитель, но его инструмент - оркестр. Образно го­ воря, он «играет на оркестре». Тогда-то я и задумался: как это ему удается управлять такой массой музыкантов, если на него ни­ кто не смотрит? Тут-то и выяснилось, что я ошибался, буд­ то никто не смотрит на дирижёра во время исполнения. Не смотрят впрямую - да. Но человек видит не только то, что находится прямо перед ним; его взгляд всегда охваты­ вает и то, что находится по сторонам, осо­ бенно движущиеся объекты. Такое зрение называется перифериче­ ским, а его угол составляет целых ПО яВК / градусов. Это немало! Если бы люди не обладали периферическим зрением, они никог­ да бы не придумали ни футбола, ни волейбола, ни баскетбола! Ведь играть в командные игры, не видя партнёров по команде, невозможно! Так что музыканты прекрасно видят дирижё­ ра, а чтоб это было им удобней, симфонический оркестр обычно и располагается полукругом. Однако к нынешней роли дирижера музыкан­ ты пришли далеко не сразу. Да и само слово- то «дирижёр» (от французского сИг 1 §ег - управлять) утвердилось только в на­ чале XIX века. Скажем, Моцарт (не говоря уже о Бахе) этим словом ещё не пользовался. Само собой! Раз нет такой профессии, нет и та­ кого слова. А дело в том, что во времена Баха и Вивальди, Гайдна и Моцарта орке­ стром, по традиции, управляли сами авторы. Сидя за клавесином или орга­ ном, они самой своей игрой направля­ ли исполнение, одновременно делая указания глазами, головой, локтями, отстукивая такт ногой, а иногда даже специальной тростью. Порой это бы­ вало небезопасно. Истории музыки известен кошмарный случай, когда ве­ ликий французский композитор Жан- Батист Аюлли (1632 - 1687), отстукивая такт тростью, повредил себе ногу и спу­ стя три месяца умер от гангрены. Позже роль «управленцев» стала по­ тихоньку переходить к первым скрипа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz