Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

лентйна Нйкол^вна'Зачйняей^ Именно она учй— ла школьниц старинному ремеслу, да так, что за один год девчонки умудрились хорошенько ос­ воить то, на что у других уходило минимум два. В то время «изюминкой» школьной формы у девочек был кружевной воротничок. И каждая ученица Валентины Николаевны плела свой, уни­ кальный. У Татьяны Станиславовны до сих пор хранятся те рукотворные шедевры, ведь именно они сыграли большую роль в том, что кружево стало главным делом её жизни. В 2009 году Татьяна Станиславовна пришла работать в «Октябрьский». Занятия сначала по­ сещало много детей, кружевные изделия нико­ го не оставляют равнодушным. Но потом, когда началась работа с коклюшками, желающих пле­ сти кружева становилось всё меньше и меньше. Что и говорить, труд слишком кропотливый, тре­ бующий логического мышления и усидчивости. Большинство доходит лишь до «поворота» - ос­ новного элемента, без которого кружевоплете- ние не получится. Этот навык осваивается «все­ го лишь» с двумя парами коклюшек. А ведь всё изделие плетётся на восьми! Трудно представить. как должна быть развита моторика, чтобы упра­ виться с таким количеством «инструментов».С их помощью и выплетается лабиринт из поворо­ тов, который потом превращается в произведе­ ние искусства. Самый сложный элемент - это насновки. Плетутся они двумя парами. Тут главное - положение рук и пальцев, держа- -..Л 1 *^ щих коклюшки. Нужно успевать следить за фор- мированием узора. Даже из-за крошечного не- дочёта приходится всё переделывать. Именно на этом «камне» спотыкаются почти все. Ну а те, кто*.'/?»^'^ справляется, и в любом деле, приноравливаться. Не просто так придумана . С. 1 ИЛШКК^ 1 1 10 т 1 И15V-С I \. <Х 1 С> 1 Ч. 1 с 1 у^ цМ г уже могут плести всё подряд. 1 , нужно чувствовать, понимать гкят г р ппг п п лV^ля я говорка: «Глаза боятся, а руки делают». Все ученицы Татьяны Станиславовны начина-^^С.^^?^ ют с самого простого изделия - одуванчика. 1 том берутся за другие. Особенно популярны час чехлы для мобильных телефонов. Плетут$я_^^^'.'д они гораздо дольше одуванчиков, зато такой сессуар не купишь ни в одном магазине. По слО“*:|н^Л жившейся традиции девочки дарят чехольчифа9^^^| мамам. Ми Иногда на занятия к Татьяне Станиславовие«-! 1 г».в?|^ приходят и мальчишки. Часто просто из-за бопытства - и надолго не задерживаются. Все-М^»?^ таки стереотип «не мужское это дело» креп 1 ^^Л;*г ^'.'5 сидит в голове. Но вот что удивительно: именнО'^^ду^^'Т! мальчишки быстрее вникают в тонкости круже- воплетения. Но один представитель сильной половины до­ ма творчества иногда приходит. Это Юра Костин. Сначала плетением кружев увлеклась его млад­ шая сестра Полина, он же встречал её с занятий. А однажды решил попробовать сам. Активно зани- Ы: А V : . •: мался недолго, но определенных успехов достиг. Сейчас Юра приходит сюда периодически, чтобы не растерять окончательно навыки. А вот Полина, которая кружевоплетением занимается второй год, стала наставницей остальных девчонок. Они постоянно просят её что-нибудь объяс­ нить, рассказать и показать. ...Я наблюдал, как восьмилетняя Полина, сидя за «подушкой», мастер­ ски управлялась с коклюшками. Вос­ хищался и думал о том, что вот так и сохраняется преемственность. Бла­ годаря маленьким мастерицам и их взрослым наставникам даже самые сложные виды народного творче­ ства не канут в Аету. Знаете, по сути это продол­ жение музея живой истории, о котором вы прочитали на пре­ дыдущих страницах. ПавелЖУКОВ. Фото В. КУЛИКА. '1*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz