Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

ш? и м а л е н ь к а 5 1 н а с т а в н и ц а М ода очень переменчива, как весенняя по­ года. Сегодня у неё один каприз, а завтра - другой. Неизменной остаётся только классика, к которой относится кружево. Несколько сто­ летий тонкие, витиеватые, причудливые узоры Пользуются большой популярностью у прекрас- юй половины человечества. И потому кружево зсегда современный вид народного творчества. Наше национальное достояние. Первые рисунки для кружевных узоров были привезены в Россию в начале 19 века из Герма­ нии, Бельгии и Франции. Очень скоро в городах появились местные художники, придумывавшие самобытный рисунок кружева. Особый интерес 'к этому виду творчества возник в Ельце. Первое свидетельство о существовании здесь кружева датировано 1801 годом. Представлено оно в ви­ де полотенца; «Сей плат шила диаконова дочь 'Александра Иванова 1801 года». Узор на нём вы­ полнен полотнянкой и сеткой, сплетёнными на коклюшках. Удивительно, как можно из обычных нитей сплести уникальные вещи и вещицы. Помимо тра­ диционных скатертей и салфеток, сегодняшние елецкие мастерицы освоили маленькие и боль- р ш и е сумочки, чехлы для мобильных телефонов, зонты, перчатки и даже... сапожки! Такая обувь не ■2[ только на редкость красива, но и практична. Не- смотря на ажурность и воздушность, любая кру- :щ' 'жевная вещь долговечна. А если нитки жёсткие, Уто готовое изделие даже не нужно крахмалить - ^«^•‘■^^оно и так прекрасно держит форму. По узору можно определить родину кружев: во- логодские, вятские, балахнинские, радужные, ми- ^^^йловские... Причём разнятся не только орнамен- ™ ^ традиции кружевоплетения, но и специальные термины. Например, обтянутый тканью валик, на котором й‘летё 1 'с^фу?ке^д’, < душкой», в Сибири - «барабаном», в других реги­ онах он именуется «кутузом». Коклюшки делают из разной древесины, но предпочтение отдаётся самым звонким —липе, ореху или клёну. Удивительное дело, с помощью того же Ин­ тернета сегодня несложно научиться плести во­ логодское кружево. О Материалов для самообучения в Сети предоста­ точно, были бы желание и усидчивость. А вот елецкие сколки - так называются эскизы, по ко­ торым работают мастерицы из древнего горо­ да, - найти трудно. Их крайне мало, а мастериц, умеющих их делать, и того меньше. Поэтому в на­ ши дни елецкое кружево ручной работы плетут только на заказ. В магазинах найти его практи­ чески невозможно. *** И вот что ещё значимо. Не только в Ельце, но и в других городах и районах Аипецкой области занимаются кружевоплетением. Например, в Ли­ пецке живёт и работает Татьяна Станиславовна Потылицына. В доме детского творчества «Ок­ тябрьский» она учит девчонок премудростям этого творчества. Представляете, Татьяна Ста­ ниславовна умеет делать сколки! Она блиста­ тельно справляется с любым эскизом, начиная от обычных бабочек и заканчивая мультяшны- ми персонажами. Познакомилась Татьяна Станиславовна с елец­ ким кружевоплетением ещё будучи четверокласс­ ницей. В селе Ильино Липецкой области, где она жила, уроки т р у д ^ /^вочек вела мастерица Ва-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz