Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
собрания Эрмитажа А. Ф. Митрохин (1766 - 1845) разработал новое для 19 века вещество, состояв шее из рыбьего (осетрового) клея и мёда. Оно легко проникало сквозь сложную структуру картины, не на нося вреда ни цвету краски, ни жи вописной основе. Этот рецепт при меняют и сегодня, когда необходимо укрепить на холсте краску. Первой профессиональной ре ставрационной школой в России стал петербургский Эрмитаж. Уже к концу 19 века здесь проводили наи более сложные, требующие высоких знаний и опыта работы. Одно из яр чайших событий этого времени - восстановление картины «Лука, рисующий Бого матерь» нидерландского художника 15 века Роги ра ван дер Вейдена. Даже не верится, что когда-то это произведение распилили на две половинки, разлучив Богоматерь с младенцем и святого Лу ку почти на сто лет... Случилось это в 1813 году. При вступлении наполеоновских войск в Испа нию был разгромлен монастырь, где хранилась А. Ф. Митрохин (1766 - 1845). Рогир ван дер Вейден. «Лука, рисующий Богоматерь», 15 век. разовали единое целое - картину «Святой Лука, рисующий Богоматерь». Первые годы 20 столетия оз наменованы «открытием» отече ственной иконописи как очень цен ного, не уступающего по качеству лучшим мировым образцам, ис кусства. Иконы начали вынимать из драгоценных окладов, которые закрывали их практически полно стью (за исключением лиц и рук), а также расчищать. Старинные ико ны расчищали от потемневшего масляно-смоляного лака - олифы, которым они традиционно покры вались, а также от поновлений, так называемых записей изображения (мы уже зна ем, что поверх потемневшего образа иконописцы писали новый, часто совпадавший только в сю жете, но не в дета картина. Прекрасный образ святого Луки, рису ющего Мадонну, вероятно, решили продать по дороже, вот и превратилось одно произведение в два. Части картины существовали самостоя тельно, переходили из одной частной коллек ции в другую, «жили» в разных странах. И толь ко по счастливому стечению обстоятельств они попали в Петербург, где вновь оказались вместе. Реставраторы срастили разлучённые доски, ко торые, совпав, словно пазл, во всех деталях, об лях и живописной манере). Удаляя слои поновлений с поверхности икон, реставраторы ста новились истин ными первооткры вателями древне русской живописи. Настоящее чу до совершили ре ставраторы, вер нув первозданный облик знаменитой иконе Андрея Ру блёва «Троица». Не одно столетие икону скрывали массивная золотая риза, несколько слоёв поновлений и потемневшего лака. Открывши еся взору учёных ангельские лики поражали тонко стью и безупреч ностью исполне ния, а краски вос хищали яркостью и чистотой. Даже не верилось, что возраст творения художника - 580 лет! «Троица» А. Рублёва в ок,\аде дореставрации, 1904 год. Современное состояние «Троицы» А. Рублёва. 'Гвййшдавдшямош! !396050, г.Лц,13ь:,. уя Ишнииан „ 1 !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz