Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

собрания Эрмитажа А. Ф. Митрохин (1766 - 1845) разработал новое для 19 века вещество, состояв­ шее из рыбьего (осетрового) клея и мёда. Оно легко проникало сквозь сложную структуру картины, не на­ нося вреда ни цвету краски, ни жи­ вописной основе. Этот рецепт при­ меняют и сегодня, когда необходимо укрепить на холсте краску. Первой профессиональной ре­ ставрационной школой в России стал петербургский Эрмитаж. Уже к концу 19 века здесь проводили наи­ более сложные, требующие высоких знаний и опыта работы. Одно из яр­ чайших событий этого времени - восстановление картины «Лука, рисующий Бого­ матерь» нидерландского художника 15 века Роги­ ра ван дер Вейдена. Даже не верится, что когда-то это произведение распилили на две половинки, разлучив Богоматерь с младенцем и святого Лу­ ку почти на сто лет... Случилось это в 1813 году. При вступлении наполеоновских войск в Испа­ нию был разгромлен монастырь, где хранилась А. Ф. Митрохин (1766 - 1845). Рогир ван дер Вейден. «Лука, рисующий Богоматерь», 15 век. разовали единое целое - картину «Святой Лука, рисующий Богоматерь». Первые годы 20 столетия оз­ наменованы «открытием» отече­ ственной иконописи как очень цен­ ного, не уступающего по качеству лучшим мировым образцам, ис­ кусства. Иконы начали вынимать из драгоценных окладов, которые закрывали их практически полно­ стью (за исключением лиц и рук), а также расчищать. Старинные ико­ ны расчищали от потемневшего масляно-смоляного лака - олифы, которым они традиционно покры­ вались, а также от поновлений, так называемых записей изображения (мы уже зна­ ем, что поверх потемневшего образа иконописцы писали новый, часто совпадавший только в сю­ жете, но не в дета­ картина. Прекрасный образ святого Луки, рису­ ющего Мадонну, вероятно, решили продать по­ дороже, вот и превратилось одно произведение в два. Части картины существовали самостоя­ тельно, переходили из одной частной коллек­ ции в другую, «жили» в разных странах. И толь­ ко по счастливому стечению обстоятельств они попали в Петербург, где вновь оказались вместе. Реставраторы срастили разлучённые доски, ко­ торые, совпав, словно пазл, во всех деталях, об­ лях и живописной манере). Удаляя слои поновлений с поверхности икон, реставраторы ста­ новились истин­ ными первооткры­ вателями древне­ русской живописи. Настоящее чу­ до совершили ре­ ставраторы, вер­ нув первозданный облик знаменитой иконе Андрея Ру­ блёва «Троица». Не одно столетие икону скрывали массивная золотая риза, несколько слоёв поновлений и потемневшего лака. Открывши­ еся взору учёных ангельские лики поражали тонко­ стью и безупреч­ ностью исполне­ ния, а краски вос­ хищали яркостью и чистотой. Даже не верилось, что возраст творения художника - 580 лет! «Троица» А. Рублёва в ок,\аде дореставрации, 1904 год. Современное состояние «Троицы» А. Рублёва. 'Гвййшдавдшямош! !396050, г.Лц,13ь:,. уя Ишнииан „ 1 !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz