Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.
^ ^ е м н ы ы Э с к т ф р артины, как и люди, болеют, стареют и, если вовремя не появится доктор, могут даже погибнуть... В музее в роли докторов вы- :тупают художники-реставраторы. В чём же за- ’ключена их работа? Само слово «реставрация» переводится с латинского языка как «восстанов ление», и потому главное в труде художника-ре- ставратора - воссоздание разрушающегося от времени произведения искусства. В эту задачу входит не только улучшение внешнего вида ста ринной картины, но и обеспечение её дальней шей «жизни» в истории. Первые художники-реставраторы появились в Древнем Риме. ВСред ние века и в Европе, и в России ра бота этих мастеров была сосредото чена в храмах, где находились требу ющие сохранения ценные моленные образы. От людского внимания и свечной копоти церковные роспи си, алтари и иконы сильно темнели, и тогда их доверяли художнику, «дабы тот подновил». Тогдашняя реставра ция сводилась к написанию нового образа поверх тёмного старого. Большой профессиональный ска чок ждал реставрацию в 17-18 веках. бенно радевшие за сохра нение своего наследия для потомков. ВРоссии первым профессиональным худож- ником-реставратором стал Семён Фёдорович Щедрин (1745 - 1804). В числе луч ших выпускников Петер- бургской академии художеств он был отправлен в Италию, где «познал и обучился к сохранению и поправлению старых картин». Служа в родной Академии художеств, Щедрин провёл реставра ции 167 картин, здесь хранившихся. На глазах у коллег-современников он творил настоящие чудеса: при меняя различные вещества, приве зённые из-за границы, восстанав ливал ветхий холст, делал яркими помутневшие от времени краски живописного произведения. Среди «пациентов» Щедрина были творе ния знаменитого Рембрандта, ста рых итальянских и нидерландских мастеров. В последующее 19 столетие ре ставрационная наука продолжала с. Ф.Щедрин(1745-1804). стремительно развиваться. Появ- Именно в это время появились первые знатоки ляются различные методы реставрации, мастера и коллекционеры произведений искусства, осо- разрабатывают новые рецепты составов, необхо димых для очистки и укрепле ния живописных полотен. Се годня многие из них кажутся выдержками из секретных тру дов учёных-алхимиков! Про чтите хотя бы один совет по удалению загрязнений с картин: «Простое протирание пальца ми, спирты, щёлочи, как обыч ные, так и едкие, скипидарное масло, мастичный лак, холод ная вода, тёплая вода, смола, песок и пепел должны исполь зоваться каждый в своё время, либо отдельно, либо в соедине нии нескольких из них...» Как и три столетия назад, ос новой многих современных ре ставрационных составов явля ются натуральные ингредиен ты. Некоторые из них и вовсе гастрономические. Выдающий ся реставратор живописного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz