Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

^ ^ е м н ы ы Э с к т ф р артины, как и люди, болеют, стареют и, если вовремя не появится доктор, могут даже погибнуть... В музее в роли докторов вы- :тупают художники-реставраторы. В чём же за- ’ключена их работа? Само слово «реставрация» переводится с латинского языка как «восстанов­ ление», и потому главное в труде художника-ре- ставратора - воссоздание разрушающегося от времени произведения искусства. В эту задачу входит не только улучшение внешнего вида ста­ ринной картины, но и обеспечение её дальней­ шей «жизни» в истории. Первые художники-реставраторы появились в Древнем Риме. ВСред­ ние века и в Европе, и в России ра­ бота этих мастеров была сосредото­ чена в храмах, где находились требу­ ющие сохранения ценные моленные образы. От людского внимания и свечной копоти церковные роспи­ си, алтари и иконы сильно темнели, и тогда их доверяли художнику, «дабы тот подновил». Тогдашняя реставра­ ция сводилась к написанию нового образа поверх тёмного старого. Большой профессиональный ска­ чок ждал реставрацию в 17-18 веках. бенно радевшие за сохра­ нение своего наследия для потомков. ВРоссии первым профессиональным худож- ником-реставратором стал Семён Фёдорович Щедрин (1745 - 1804). В числе луч­ ших выпускников Петер- бургской академии художеств он был отправлен в Италию, где «познал и обучился к сохранению и поправлению старых картин». Служа в родной Академии художеств, Щедрин провёл реставра­ ции 167 картин, здесь хранившихся. На глазах у коллег-современников он творил настоящие чудеса: при­ меняя различные вещества, приве­ зённые из-за границы, восстанав­ ливал ветхий холст, делал яркими помутневшие от времени краски живописного произведения. Среди «пациентов» Щедрина были творе­ ния знаменитого Рембрандта, ста­ рых итальянских и нидерландских мастеров. В последующее 19 столетие ре­ ставрационная наука продолжала с. Ф.Щедрин(1745-1804). стремительно развиваться. Появ- Именно в это время появились первые знатоки ляются различные методы реставрации, мастера и коллекционеры произведений искусства, осо- разрабатывают новые рецепты составов, необхо­ димых для очистки и укрепле­ ния живописных полотен. Се­ годня многие из них кажутся выдержками из секретных тру­ дов учёных-алхимиков! Про­ чтите хотя бы один совет по удалению загрязнений с картин: «Простое протирание пальца­ ми, спирты, щёлочи, как обыч­ ные, так и едкие, скипидарное масло, мастичный лак, холод­ ная вода, тёплая вода, смола, песок и пепел должны исполь­ зоваться каждый в своё время, либо отдельно, либо в соедине­ нии нескольких из них...» Как и три столетия назад, ос­ новой многих современных ре­ ставрационных составов явля­ ются натуральные ингредиен­ ты. Некоторые из них и вовсе гастрономические. Выдающий­ ся реставратор живописного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz