Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2014 г.

по1»г/1етЫ весны Холодная зима позади! Остались в прошлом колючие морозы и не­ приветливые короткие дни. Приро­ да постепенно оживает, наполняясь новыми звуками и неповто­ римыми яркими красками. Первыми глашатаями весны становятся птицы. Как меняется их поведение! Молчаливые и поч­ ти незаметные зимой, в первые весенние день­ ки они превращаются в шумных и хлопотливых. Даже в городе обращаешь внимание на громко и деловито чирикающих воробьёв, заслушиваешь­ ся витиеватой трелью синицы. Всюду тает снег, обнажая землю, бурую прошлогоднюю листву и траву. Словно потягиваясь после сна, расправля­ ют свои плечи-ветви деревья. Совсем скоро они Саврасов А. К. «Грачи прилетели». 1871 г. примерят новые наряды из нежно-зелёных ли ­ сточков. Тёплое, приветливое солнце играет лу­ чиками в весенних лужах, наполняя воздух аро­ матом прели и волнующим ощущением начала природных перемен. В древности считалось, что с приходом весны, с возрождением природы, начинается новый год. Весну встречали весёлыми обрядовыми песнями и особой стряпнёй - поджаристыми круглыми хле­ бами, похожими на солнце. Наряжали новогоднее дерево, но была им тогда не ель, а берёза: её укра­ шали тонкими разноцветными ленточками. На этом весёлом празднике чествовали весну-красну, но и зимушку не забывали - провожали всегда с уважением и почётом. А то ведь, если проводишь неласково, она может и вернуться... Чтобы ещё больше проникнуться весенним на­ строением и вовсе позабыть о зиме, совершим путешествие в Музей портретов весны. Зыбкое обаяние этого времени года часто становилось источником вдохновения для многих русских ху­ дожников. Хотя поначалу весне пришлось побо­ роться за художественное признание - мастера кисти долго не хотели замечать её красы, отдавая предпочтение созданию идиллических осенних и летних пейзажей. Всё изменилось, когда в 1871 году А. К. Савра­ сов написал свою замечательную весеннюю кар­ тину «Грачи прилетели». Зрители были поражены: вместо привычного классического простора они впервые увидели родной сердцу пейзаж с криво­ ватыми берёзами и старинной церковью на фо­ не робкой весенней лазури. Мотив, конечно, был невзрачен, даже некрасив, но полон души, в нём чувствовался теплеющий весенний воздух, ясно слышался такой характерный для весны птичий гомон. «Грачи» были незамедлительно куплены П. Третьяковым для своего собрания, а Саврасов назван первым в России национальным пейзажи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz