Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.
Киселёва пробует себя в разных жанрах, ино- гда даже сочетая их в одном произведении (доста- точно вспомнить «Дачниц» с пылающе-красной геранью на первом плане), и испытывает предел своего таланта, работая в других видах живописи. Однако призвание Елены Киселёвой – портрет. Её тонко чувствующая кисть рождает целую гале- рею неповторимых женских образов: романтич- ных («Лиза», «Женщина с лилиями»), кокетливых («Л. М. Гофман»), холодно-элегантных («Портрет Арбузовой»), национальных («Мать и дочь»), глу- бокомысленных (автопортреты). И это живопись уже не реалиста-передвижника, но реалиста Серебряного века, мечтательно-задумчи- вого и слегка улыбающегося. Живопись стиля модерн, которой, к сожалению, как и самому этому явлению – чудес- ному «цветку» дореволюционной культурной жизни России, сужде- но было вскорости угаснуть… Потом была Одесса. И, наконец, Белград, где после долгих беспри- ютных скитаний оказалась заме- чательная русская художница со своей семьёй. Они приехали сю- да в 1921 году в числе многочис- ленных эмигрантов из России. Жиз- ненные невзгоды не оставляли места живописи. Елена Киселёва пишет очень мало: «Писать – счастье, наслаждение, а о каком наслаждении можем мы теперь думать». В своём большом белградском доме Елена Кисе- лёва будто старается забыть о своём удивитель- ном даровании. Она любящая жена и мать, радуш- ная хозяйка… Но всё же, по словам её дорогого учителя И. Е. Репина, с которым Елена Андре- евна поддержива- ла связь и в эми- грации, «слишком огромный талант, ч то бы бро сит ь живопись». Она не бросила. Наша героиня пи- сала пейзажи, на- циональные типа- жи и чудные в сво- ей самобытности местные праздне- ства. Солнечные «Базар в Которе» и «Базар в Будве», портреты безы- мянных женщин- коновланок, чер- ногорок, далмати- нок наполняют творчество Ки- селёвой в сере- дине 1920-х гг. В 1925 году Елена Андре- евна создаёт два проникно- венных пор- трета – мужа, учёного-мате- матика Антона Дмитриевича Билимовича и сына Арсения. Как изменилась её палитра! Исполненные в едином се- ровато-голубом колорите, эти творения подобны тихой, спо- койной мелодии. Трогателен и тё- пел портрет Арсения. В этом груст- ном личике и глубоком взгляде небес- ных глаз словно бы заключён весь путь детского портрета, пройденный русскими художниками от И. Тропинина до В. Серова и З. Серебряковой. Елене Андреевне Киселёвой было восемьдесят восемь лет, когда она вновь услышала заветное имя родного города. Новость о том, что ею за- интересовались в Воронеже, глубоко взволнова- ла художницу. Стараниями Маргариты Лунёвой в 1969 году в стенах Воронежского музея изобра- зительных искусств им. И. Н. Крамского состо- ялась первая персональная выставка заново от- крытой русской художницы эпохи модерна Елены Киселёвой. Она была счастлива. Круг замкнулся, и родной Воронеж снова с ней! Елена Андреевна умерла в 1974 году в Белгра- де. Но продолжает жить в Воронеже – в тех про- изведениях, что бережно хранятся в Воронежском музее изобразительных искусств им. И. Н. Крам- ского. Произведениях талантливых и притягатель- ных, после знакомства с которыми уже невозмож- но представить русскую живопись начала 20 века без имени замечательной Елены Киселёвой. Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого областного художественного музея. «Базар в Которе», 1925 год. «Художница с зелёной вазой», автопортрет, 1910 год. Е . А . К и с е л ё в а ( 1 8 7 8 – 1 9 7 4 ) . л 8 7 8 –
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz