Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.

пейзажей и цвета остались в многочисленных этюдах к большому произведению. Однажды по- сетив мастерскую ученицы, И. Е. Репин сказал о них: «…Вам дадут звание художника даже за то, что вот у Вас висит на стенах…» «Воронежские крестьянки», «Крестьянские де- вушки» (1907 г.), «Невесты» (1906 г.) и «Девушка в красном» (1907 г.) уже давно живут самостоя- тельной от «Троицына дня» жизнью. Каждая из этих «проб» – отдельное, завершённое произве- дение. Известно даже, что «Невесты» Киселёвой представляли Россию на международной художе- ственной выставке 1911 года в Риме. Одновременно с работой над «Троицыным днём» возникла «Ревность» (1907 г.). Эта кар- тина – единственный эксперимент художницы не только в мрачных цветах, но и в мрачном на- строении. Она ищет своё художническое амплуа, единожды пробуя быть трагиком. И у нее, безус- ловно, получается. Затянувшаяся пауза в разговоре героев карти- ны кажется осязаемой: пытливый взгляд мужских глаз и отведённые в сторону кроткие женские – вопрос, на который нет ответа. Жутковатая ти- шина пронизывает интерьер. Тяжёлый, тёмный диван, тумба с книгами усиливают это ощуще- ние. Киселёва, бесспорно, увлечена идеей ото- бражения душевного состояния своих персона- жей в окружающем их интерьере. Идея портрета в интерьере постоянно волну- ет художницу. Знаменитый автопортрет «У се- бя», написанный сра- зу после окончания Академии художеств, – полная противопо- ложность «Ревности». В просторной, зали- той солнечным све- том мастерской Елена Андреевна изобрази- ла себя: в дивном си- нем платье и с очаро- вательной улыбкой, она элегантно обора- чивается, словно бы на звук чьего-то голо- са. Это произведение символично в творче- стве художницы. 1908 год был очень удачливым в её жизни: Елену Кисе- лёву признал художественный Петербург, репро- дукции работ художницы публикуются в журна- лах «Нива» и «Солнце России», академия прису- дила первую премию за её рисунки, ну и, наконец, она счастлива в личной жизни. И вновь живёт в любимом Париже! 1910-е годы, без сомнения, можно назвать «зо- лотым» периодом творчества Елены Андреевны. В это время появляется уже та Елена Киселёва – создательница «Маруси»: яркая, смелая, энер- гичная и лиричная, такая же, как модный в эти годы танец танго. Никогда ещё она не писала так вдохновенно, много и быстро. И никогда её твор- чество не было столь полнокровным и цельным. Портрет А. П. Киселёва, отца художницы, 1906 год. Портрет профессора механики А. Д. Билимовича, мужа художницы, 1925 год. «У себя», автопортрет, 1908 год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz