Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.
приглашены известные художники-передвижни- ки И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и А. И. Куинджи. Попав в мастерскую И. Е. Репи- на, двадцатилетняя уроженка Воронежа довольно скоро оказалась в числе самых одарённых жен- щин академии. Изнурительная учёба, параллель- ное с нею слушание педагогических курсов и, на- конец, разрешение академического совета на пер- вую заграничную поездку! За время своего сту- денчества Елена Ан- дреевна дважды побы- вала в Париже. В начале 1900-х годов этот го- род, как огромный маг- нит, притягивал моло- дых художников. Но в Париже Елены Киселё- вой словно нет ни Пи- кассо, ни фовистов; это город, где стоят Пан- теон и Лувр, где рабо- тали великий Пуссен, Делакруа и замечатель- ные импрессионисты. «Главным образом я хо- дила по музеям», – ска- жет позже сама Киселё- ва. В третий раз любимую французскую столицу Елена Андреевна навестила уже почётной выпуск- ницей Петербургской Академии художеств, обла- дательницей звания «художник». В полутораве- ковой истории главного художественного вуза России этот случай заграничного пенсионерства воспитанницы был первым. Искушённый петербургский зритель узнал о талантливой ученице И. Е. Репина в 1906 году. На выставке «Нового общества художников» Елена Киселёва выступила как автор портретов. И это за год до окончания основного курса академии! В каталоге, увы, названий её работ нет, но с некото- рой долей вероятности можно предполагать, что на ней экспонировались и небольшие пастельные портреты родителей художницы, как раз поме- ченные 1906 годом. «Портрет матери, Марии Эдуардовны», пред- ставляющий пожилую женщину за чтением (или музицированием на фортепиано), ещё дышит репинскими наставлениями и даже напомина- ет «Портрет Баташёвой», исполненный самим Ильёй Ефимовичем в 1891 году. Но нельзя не уви- деть крепость рисунка, почувствовать очарова- ние его «завершённой незавершённости», ощу- тить быстрый темп и «пружинный» маршрут, по которому движется грифель от контура головы дамы к изображению широкого кресла. А самое примечательное – абсолютно «мужская» рука! Уверенная и твёрдая, видная в каждом, даже са- мом малом штрихе. Весь следующий 1907 год в творческой жизни Елены Киселёвой был связан с самой главной её академической картиной. «Троицын день» (к со- жалению, сохранившийся лишь в фотографиях) дался Киселёвой нелегко. Она то радостно при- нималась за работу, то вдруг сникала, обуревае- мая сомнениями. Поиски композиции, образов, Портрет А. К. Федяевского, 1910 год. Портрет М. Э. Киселёвой, матери художницы, 1906 год. «Прекрасные дамы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz