Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.

П ервые десятилетия 20 века объединили разных по духу художников, чьи имена следуют несколькими плотными строками в каж- дом издании об истории отечественного искус- ства. Однако эта женская фамилия среди них ни- когда не встречается. А жаль… Всё началось с «Маруси». Портрет молодой красавицы, поступивший в фонды Воронежско- го музея изобразительных искусств им. И. Н. Крамского ещё в 1929 году, в сере- дине 1960-х привлёк внимание на- учного сотрудникаМаргаритыЛунё- вой. Свободная, артистичная мане- ра исполнения, отточенная техника, дерзкая композиция и замечатель- ный колорит заявляли об авторе этого произведения как о живопис- це редкого дарования. Однако имя Елены Киселёвой, создательницы «Маруси», исследователю ни о чём не говорило. Кто она, эта талантли- вая художница, о которой кроме фа- милии ничего неизвестно? Горячее желание узнать как можно больше о загадочной Елене Киселёвой при- вело Лунёву к поразительным результатам: уда- лось отыскать не только драгоценные сведения о творчестве замечательной женщины-живопис- ца, но и её саму… География жизни Елены Андреевны Киселё- вой широка. Большую роль в её судьбе сыграли пять городов: Воронеж, Санкт-Петербург, Па- риж, Одесса и Белград. Каждый из них был осо- бенным для художницы, но всё же до конца сво- их дней с приятным волнением вспоминала она свой первый город. Елена Киселёва родилась в Воронеже в 1878 году в семье известного математика Андрея Петрови- ча Киселёва. Да, того самого, по чьим учебникам учились ваши бабушки и дедушки. Здесь же прош- ли её детские и юношеские годы, наполненные об- щением с друзьями и трогательными домашними театрами, катаниями на городском катке и старательной учёбой в Ма- риинской женской гимназии. С Во- ронежем связаны и первые профес- сиональные занятия рисованием. Наставником будущей художницы былМихаил Пономарёв – друг И. Н. Крамского и выпускник Император- ской Академии художеств (в тот мо- мент юная Елена, конечно, не заду- мывалась ни о каких судьбоносных совпадениях, и тем не менее в стенах Академии художеств она вскорости окажется. АименемИ. Н. Крамского будет назван тот самый музей, кото- рому спустя много лет она передаст все свои картины). Позже родной город предстаёт в «лицах» – многие портреты милых сердцу воро- нежских друзей написаны здесь даровитой кистью уже взрослой Елены Киселёвой. Город на Неве окончательно оформил художни- ческое дарование Елены Андреевны. Ей посчаст- ливилось поступить в Академию художеств в те годы, когда в качестве преподавателей туда были «Ревность», 1907 год. «Женский портрет» («Портрет Арбузовой»), 1910-е годы. «Маруся», 1913 год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz