Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.
Журнал «Липецкая газета: итоги недели» вновь сделал подарок читателям «Ключика», дав согласие на перепечатку материала под на- званием «Фауст с железной дороги». Выпускающий огромные клубы белого дыма, чёрный как смола паровоз стремительно наби- рал ход. Молодой, в потёртой форме машинист с античным профилем и длинными волосами вол- новался и нервничал. От станции Елец-Товарная он проехал всего несколько вёрст, когда старший его товарищ, машинист со стажем, вздохнул и произнёс с укоризной: «Нет у тебя тяги к техни- ке, тебе, поди, надо в театрах петь». Опытный машинист был совершенно прав. Этот неудачливый работник железной дороги действительно обожал петь и был самым по- пулярным гостем на вечеринках, устраиваемых в Елецком технико-железнодорожном учили- ще имени Александра Второго (кстати, первом во всей России), в котором он учился. Его голос приводил в восторг публику. Успех среди това- рищей вдохновил юношу однажды на поездку, и не куда-нибудь, а сразу в Петербург, в самую зна- менитую консерваторию к самому Антону Гри- горьевичу Рубинштейну. Первый раз елецкого железнодорожника и близко не подпустили к консерватории. Одна его форма и сапоги приводили в ужас галант- ных швейцаров. Но ельчанин был не промах и завязал в Северной столице знакомства, а затем приехал повтор- но. О встрече с ве- ликим пианистом Рубинштейном он будет вспоминать благоговейно всю жизнь: «Оглядел он ме- ня с головы до ног и спрашивает: «Так вы хотите с парово- за на оперную сце- ну?» Попытаюсь, говорю, вдруг по- лучится. «Ну, а что вы мне можете спеть?» Я предложил два роман- са Шуберта, которые любил петь для себя – они очень лиричны. Рубинштейн сам сел за рояль и стал аккомпанировать. Когда я закончил, он похвалил, но как-то не- уверенно: «Хорошо, чувство есть, но по этим ве- щам трудно определить ваш голос...» Тогда про- фессор Станислав Иванович Габель – он был тут же, тоже слушал меня – попросил исполнить что- нибудь из оперных арий…» После пробы Рубинштейн с Габелем недолго посовещались и не только предложили молодо- му елецкому железнодорожнику учить- ся в консерватории, но ещё и назначили стипендию пятнадцать рублей в месяц, да кроме того сказали, что он ежедневно будет иметь бесплатный обед. Позже этот елецкий железнодорожник стал лучшим исполнителем арии Фауста в мире, за что благодарная публика ча- стенько прибавляла к его фамилии при- ставочку – «Фауст». Речь идёт о выдающемся теноре, вели- ком вокалисте Иване Васильевиче Ершо- ве, которого один из современников на- зывал даже Шаляпиным среди теноров. Иван Васильевич Ершов родился 20 ноября 1867 года на хуторе Малый Не- светай в области Войска Донского. Его На таком паровозе будущий знаменитый певец выезжал на линию. «Портрет Ивана Ершова». Художник Борис Кустодиев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz