Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.
О сень…Это единственное время года, кото- рое не налетает, не приходит, а наступает незаметно. Осень таится в июльских садах и пар- ках, мгновенной улыбкой трогая август и посте- пенно погружая природу в чарующий сон. И хотя деревья в скверах ещё едва обветрены сентябрь- ским дыханием, солнце светит уже особенно, по- осеннему. В одну ночь улетают стрижи, унося с собой звонкость лета, его беззаботную весёлость. Деревья, чуть тронутые желтизной, через день- другой вспыхивают золотом и багрянцем, а по ве- черам наплывает откуда-то знобящий ветерок. У осени много настроений: она то веселится в сол- нечный день, кружа лёгким ветерком опавшую листву, то грустит, стуча в окно монотонным до- ждём, а порою задумывается, обращаясь в тихий безветренный день. Немудрено, что многоликая осень стала лю- бимым временем года для многих русских писа- телей и художников. Сентябрь, октябрь, ноябрь – эти три возраста короткой жизни осени нашли отражение в произведениях И. А. Бунина, И. С. Тургенева, М. М. Пришвина, вдохновили появ- ление замечательных пейзажей И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, К. А. Коровина. Осени можно посвятить целый музей – столько написано произведений пером, а главное, кистью в её честь! А давайте представим, дорогие чита- тели, что такой необычный музей действитель- но открылся и мы стали его посетителями. Итак, добро пожаловать в Музей Осени. Первый зал нашего музея – Сентябрь. Он напоён пряным сухим воздухом, звонким шорохом позолоченной листвы. Первая карти- на, которую мы здесь видим, – это прекрас- ный этюд «Опавшие листья» художника И. И. Левитана. Как легко и просто многочисленные пятнышки ярко-жёлтого и коричневатого цветов можно превратить в рас- сыпавшиеся по земле настоящие осенние листья! Рядом, мерцая позолотой старинной рамы, расположился пейзаж кисти знаменитого И. И. Шишкина «Ранняя осень». Хотя аллеи среди по- желтевших деревьев пустынны, но яркие, жиз- нерадостные цвета наполняют это творение на- стоящим восторгом, какой может вызвать облик преобразившейся осенней природы. Сделав пару шагов, мы приближаемся к середи- не сентября и двум самым удивительным пейза- жам В. Д. Поленова «Осень в Абрамцево» и «Зо- лотая осень». Восхитительно тонко исполненные, поразительно живые, эти произведения переда- ют осень как истинное чудо природы. Но что это такое? Вдруг откуда-то подул про- хладный ветерок, и стало неуютно из-за несколь- ких тяжело упавших дождевых капель… Ну ко- нечно, уже подошёл конец сентября. И вот нам навстречу спешит героиня картины И. И. Леви- тана «Осень в Сокольниках». Одинокая фигура молодой женщины кажется совсем беззащитной среди высоких, темнеющих деревьев. Только бы успела она завершить прогулку до начала дождя… А мы идём дальше и оказываемся в следую- щем зале, золотисто-багряномОктябре. Здесь нас встречают сразу две «Золотые осени» художни- ков И. И. Левитана и И. С. Остроухова. Как по- разному представляют расцвет осени два масте- ра: для Левитана это искрящийся, пронизанный солнцем золотистый простор, для Остроухова – небольшой уютный уголок старинного парка. В. Поленов. «Осень в Абрамцево». И. Шишкин. «Ранняя осень».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz