Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.
К изучению живописи знаменитый географ об- ращается уже в зрелом возрасте, когда ему бы- ло почти сорок лет. Блестящий эрудит, неутоми- мый деятель науки, крупный государственный чиновник, П. П. Семёнов-Тян-Шанский настоль- ко серьёзно погружается в изучение истории гол- ландской живописи, что становится подлинным экспертом творчества художников 17 века. Он самоучкой овладевает тайнами художественной экспертизы, развивает интуицию, сравнивая сот- ни, тысячи картин. Рассматривание старинных полотен, посещение музеев и чтение искусство- ведческой литературы становятся его постоян- ными занятиями. Пять лет (1885–1890 гг.) он от- дает написанию капитального труда «Этюды по истории нидерландской живописи». А в 1906 году, после консультаций крупнейших искусствоведов Западной Европы, П. П. Семёнов-Тян-Шанский составляет и издаёт подробный каталог своей галереи. К этому времени его коллекция получа- ет известность не только в России, но и в Евро- пе. Репутация Петра Петровича в кругах собира- телей старины и историков живописи была без- упречной. По замыслу Семёнова-Тян-Шанского, его гале- рея должна была стать дополнением к голланд- скому собранию Императорского Эрмитажа. И эта, казалось бы, утопическая идея воплотилась в жизнь. В марте 1910 года 83-летний сенатор об- ратился в Эрмитаж с предложением купить его галерею «за половинную стоимость». Галерею ку- пили. В знак особого уважения к заслугам масти- того учёного музей пошёл на необычный шаг: по- сле официального оформления бумаг все работы были оставлены прежнему владельцу в пожизнен- ное пользование. При этом оговаривалось одно условие: картины могли быть перевезены досроч- но в том случае, если старый сенатор ослепнет. Затем Эрмитаж застраховал коллекцию. Внесён- ные в специальную опись картины по-прежнему оставались в доме коллекционера. Только после его кончины в 1914 году галерею перевезли в Им- ператорский Эрмитаж, где раздел голландской и фламандской живописи пополнился семьюста- ми картинами мастеров, в большинстве своём до этого времени не представленных в Эрмита- же. Кроме картин, в состав коллекции Семёнова- Тян-Шанского входили и гравюры. Рассказано по каталогу «Вкус коллекционера» и по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Научное наследие П. П. Семёнова-Тян-Шанского и его роль в развитии современной науки», которая состоялась в Липецком государственном педагогическом университете в 2007 год у. В 2009 году в Липецкой областной картинной галерее гостила выставка ху- дожественных произведений из собрания нашего великого земляка П.П. Семёнова-Тян- Шанского. В день её открытия состоя- лась встреча работников куль- туры и журналистов с заместителем дирек- тора Эрмитажа по выставочной деятельно- сти Владимиром Юрьевичем Матвеевым и правнуком Семёнова-Тян-Шанского – Алек- сандромВладимировичем, нынешним главой этого знаменитого рода. Дорогие гости отве- тили на многочисленные вопросы. А потом в зале, где проходила пресс-конференция, по- явился… Пётр Первый, который объявил о начале работы выставки. Его появление было связано с тем, что славные истории Санкт- Петербурга и Липецка во многом обязаны этому царю. Как радовался Пётр Первый известию о том, что ещё до открытия выставки поступи- ло 14 тысяч заявок на её посещение! Кстати, самыми первыми юными экскурсантами ока- зались школьники из Становлянского райо- на нашей области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz