Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.
пере давали крёстному отцу (он играл далеко не последнюю роль в воспитании будущего казака). Крёстный впервые сажал малыша на коня, и все внимательно смотрели, как он поведёт себя. Если хватался ручонками за конскую гриву, облегчён- но вздыхали: добрый будет казак. Если ребёнок хныкал и просился к матери, то становилось яс- но, что в будущем придётся немало потрудиться, чтобы из мальчика вышел хороший воин. Вторым после статного лихого казака героем полотен С. А. Гавриляченко является лошадь. Стремительные и лёгкие, буланые, рыжие, гнедые и серые в яблоках кони, жарко дыша, несут сво- их хозяев навстречу подвигу или же погибели… Казачий конь – это верный друг, помощник и со- ратник, однако таких отношений между челове- ком и животным нужно было ещё достичь. Маль- чиков очень рано приобщали к лошадям. Во мно- гих семьях заводили жеребёнка, поручая заботу о нём будущему казаку. Так и росли они вместе, привыкая друг к другу. Вглядитесь в произведе- ния «Скачки малолеток», «Атака». К некоторым своим сюжетам художник об- ращается снова и снова. Таковы темы казачьих проводов, прощаний. Сдерживающая слёзы хо- зяйка в окружении домочадцев провожает му- жа на войну. Кто знает, быть может, поднесённая ею стремянная чарка будет последней в его жиз- ни? Увидят ли дети своего отца вновь? Эти сце- ны у Гавриляченко всегда напоены спокойстви- ем, какой-то особой щемящей тишиной. Худож- ник пишет осенние, зимние, ночные проводы и проводы казака на заре, словно продолжает ис- кать что-то неуловимое, но невероятно ценное и важное внутри этой глубокой сцены. Очень интересны женские образы произведе- ний С. А. Гавриляченко. Трепетные и сдержан- ные в своих длинных цветастых платьях, предан- но вглядывающиеся вдаль матери и жёны… Или разудалые плясуньи, весело отбивающие ритм неутомимыми каблучками! Они всегда яркие и запоминающиеся. СегодняСергейАлександрович Гавриляченко не только продолжает работать творчески, но ищедро делится своим опытом и знаниями с учениками. В институте, который он когда-то окончил сам, ху- дожник теперь преподаёт. И стремится передать новому поколению живописцев то, что истинное произведение искусства должно не только замеча- тельным образом отражать действительность, но и рождать у зрителя разные мысли и ощущения. А именно – «звучать» в его сознании. Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого областного художественного музея. «П роводы». 1997 год. «Ожидание». 2003 год. Произведения народного художника России Сергея Гавриляченко можно увидеть до 23 апреля в Липецком областном художественном музее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz