Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.

няются к мысли, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепост- ной зависимости. Нет единодушия среди учёных и в вопросе о происхождении слова «казак». Де- лались попытки производить это слово от назва- ния народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, хазары), от самоназвания современ- ных киргизов – «кайсаки». Существовали и дру- гие предположения: от турецкого «каз» (гусь), от монгольских «ко» (броня, защита) и «зах» (грани- ца). Но большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с Востока. Русские летописи упоминают о казаках в 1444 году как о бездомных вольных воинах, поступавших на во- енную службу. Казаки были вольными и служилыми. Первые не состояли на обязательной военной службе, за- нимались охотой, рыболовством, животновод- ством (но в случае чего могли и вражеский на- бег отразить). Первая община вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. Служилые же казаки за свою обязатель- ную службу в качестве стрельцов, пушкарей, горо- довых, полковых или сторожевых, защищавших засечную черту (границу), получали жалование и земли. Казачество было военной опорой Мос- ковской Руси, оно оберегало южные и восточные государства от разорительных набегов степных орд. Несколько столетий позже воинская слава казаков укрепилась на полях сражений в Север- ной и Семилетней войнах, во время Итальян- ского и Швейцарского походов А. В. Суворова. Особенно отличились казаки в войне 1812 года. Среди славных казачьих имён «вихорь-атаман» М. И. Платов, В. В. Орлов-Денисов, Д. Е. Кутейни- ков, А. В. Иловайский. Особый жизненный уклад, безупречная дисциплина, универсальная военная подготовка и безмерная преданность Отечеству делали казачьи войска уникальным, почти иде- альным военным подразделением. Однако история русского казачества – это не только ратные подвиги, но и поистине неисчер- паемая культура, основанная на удивительных в своём разнообразии и сложности поверьях, тра- дициях. Одна их картин Гавриляченко называется «По- стриг». На ней мы видим мальчугана лет пяти- шести, сидящего на коне и лихо размахивающе- го прутиком, умиляющихся женщин и гордых за дитя мужчин. Сцена, которую можно «прочи- тать» как сугубо бытовую, на самом деле имеет сложный подтекст и насчитывает многовековую историю. Когда казачонку исполнялся год, это событие отмечали особым казачьим постригом. Мальчика первый раз подстригали, одевали не в распашонки, а в настоящую «мужскую» одежду и «П остриг». 1988 год. «Портрет В. Н. Иванова». 1994 год. «Скачки малолеток». 1994 год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz