Золотой ключик (г. Липецк), 2013 г.
У читель, начиная урок, всегда волнуется. Но когда урок конкурсный, волнение ста- новится особенным. Ведь первое испытание му- ниципального этапа Всероссийс кого конкурса «Учитель года-2013» – открытое занятие не в «своём» классе. Получается, за сорок минут надо не только объяснить ребятам новую тему, но и успеть познакомиться и понять их. А это очень трудно. Мне предстояло провести урок литературного чтения у третьеклассников. Они учат- ся в школе посёлка Тербуны, где я работаю. Мы, ко- нечно, встречались, но знакомы не были: мой-то класс четвёр- тый. А их классный ру- ководитель – Валентина Иосифовна Тупикина, кото- рая помогла мне подготовиться к открытому уроку. И вот наступил тот день… На переме- не ребята вошли в класс какие-то особен- ные – торжественные, с бейджиками… Немного перестарались: написали на бейджиках не только свои имена и фамилии, но и класс. Получилось мелко, а зрение у меня не очень хорошее. У тех, кто сидел за последними партами, имён невоз- можно было разобрать. – Ну-ка, птенцы, – сказала я, – давайте-ка зна- комиться на перемене! Подходите ко мне! Меня мгновенно окружила весёлая стайка. Оказалось, с одним мальчиком, Сашей Матвее- вым, мы уже знакомы: я учила его папу. Прозвенел звонок, ребята сели за парты. Те- ма урока – «Картины зимней природы» (на при- мере стихотворения Сергея Есенина «Берёза» и рассказа Михаила Пришвина «Деревья в лесу»). Тема не из лёгких. Надо успеть познакомить уче- ников с произведениями и поговорить о красоте слова их авторов. Я позвала на помощь музыку Петра Ильича Чайковского и творчество худож- ника Игоря Эммануиловича Грабаря. Зазвуча- ли «Времена года», на экране появилась карти- на «Февральская лазурь». Мы с ребятами стали превращаться то в исследователей, то в поэтов, то в художников… Открытый урок, конкурс, волнение – всё за- былось. Остались двадцать пять внимательных учеников, которым хотелось знать всё на свете. – А теперь, ребята, - сказала я, – давайте сами опишем зимнюю берёзку. Но сделаем это необыч- но – напишем синквейн. Это стихотворение из пяти строк – пять вдохновений, пять удач. Такая форма похожа на японские миниатюры – хокку, но пишется по другим правилам. Первая строка – одно существительное, тема. Вторая – два прилагательных, ваше представление о теме. Третья – три глагола, чет- вёртая – фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному, то есть к теме. Последняя строка – ва- ша ассоциация к этому слову. Мальчишки и девчонки взялись за дело. Конечно, сначала пришлось нелегко: с налёта синквейн не полу- чался. Зато потом все так ув- леклись, что не могли остано- виться. В конце урока я раздала ребятам по три разноцветные снежинки. – Тот, кому сегодня понравилось быть слушателем, поднимет бе- лую. «Художники» – голубую, а «исследователи» – синюю. И тут случилось самое приятное: все ребята подняли по три снежинки! Что мне оставалось делать? Только порадоваться такому красивому «выпавшему снегу»… Урок окончился, «Учитель года-2013» продол- жился. Впереди меня ждал второй этап муници- пального тура. Но самое главное уже случилось. Теперь, едва третьеклассники завидят меня в школе, бегут навстречу и кричат: «Здравствуй- те, Галина Ивановна!»… Галина Ивановна ПЕРЕКРЁСТОВА, учитель начальных классов школы посёлка Тербуны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz