Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.
В конце 60-х годов в начальную школу го- рода Лебедянь приехала де- легация учителей из Московской области. Их встретила директор Валентина Вячеславов- на Лаптева, пригласила на свой урок во вто- ром классе. Валентину Вячеславовну знали как учителя-новатора. Она давала уроки в разных городах нашей страны, проводила лекции для учителей. Говорила о том, что в школе не долж- но быть второгодников. Если у ученика недо- статочно знаний, на нём нельзя ставить «клей- мо» неспособного. Нужно учить, не жалея сил. И вот более тридцати незнакомых взрослых вошли в класс, где сидели ребята. Надо сказать, многие в этой делегации с большим сомнением относились к взглядам Валентины Вячеславов- ны. Они считали: отсутствие в школе второгод- ников не обязательно означает, что у всех ребят крепкие знания. Может быть, учитель просто сравнодушничал. Разве трудно «нарисовать» вместо одной оценки другую? И возни меньше, и нервов. А сейчас на уроке директор покажет им заранее подготовленных детей… С таким настроением взрослые расселись по местам. Начался урок русского языка. Разбира- ли новую тему. Валентина Вячеславовна вызы- вала ребят к доске, многие работали за парта- ми со специальными карточками, отвечали со своих мест. За сорок пять минут были опроше- ны практически все дети. Гостям трудно было поверить, что это обыч- ный, каждодневный урок. И один из членов комиссии, директор мос- ковской школы, решил вывести Валентину Вя- чеславовну на чистую воду. – Минуточку! – сказал он после звонка. – Я хочу побеседовать с вашими учениками. По- жалуйста, выйдите из класса, чтобы не сму- щать ребят. Учительница вышла, а директор обратился к мальчику за первой партой: – Признайся, Валентина Вячеславовна остав- ляла тебя вчера после занятий? Героиня сегодняшней рубрики «Липецкая школа педагогики» – Валентина Вячеславовна Лаптева, заслуженный учитель РСФСР, корреспондент Академии педагогических наук. Чело- век, давший более трёхсот открытых уроков для педагогов из разных городов нашей страны и ближнего зарубежья. – Да, – смущённо ответил тот. – Вы разбирали новую тему? – Да. Валентина Вячеславовна объясняла мне сложение в столбик. Я не очень хорошо в нём разобрался. – И долго вы занимались? – Урок. Директор обратился к девочке, сидящей ря- дом: – А с тобой Валентина Вячеславовна зани- малась вчера? – Да, она приходила к нам домой. Я долго болела, отстала. Мы «догоняли» программу. Гость смутился, но продолжил опрос. И уз- нал, что Валентина Вячеславовна после уроков ведёт у ребят кружок занимательной матема- тики, собирает клуб знатоков русского языка, проводит вечера чтения вслух. Одной девочке никак не давалось чистописание. Учительни- ца придумала обмениваться с ней письмами. В классе были ребята, которые росли в много- детных семьях, им приходилось постоянно по- могать родителям. И поэтому им трудно было выкроить время на выполнение домашних зада- ний. Валентина Вячеславовна каждый день со- бирала во дворе малышей из этих семей, игра- ла с ними. А в это время её ученики имели воз- можность сделать домашнее задание. …Когда учительница снова вошла в класс, вся делегация встала. А московский директор сказал: – Извините, пожалуйста. Я хотел развенчать вас, а развенчал собственную мелочность. Мы будем ходатайствовать о награждении вас ор- деном Ленина. – Но у меня он есть… – Будет ещё один! И Валентину Вячеславовну Лаптеву, заслу- женного учителя РСФСР, наградили в Кремле ещё одним орденом. Она отдала школе более сорока лет. В её классах ни разу не было второгодников… Софья МИЛЮТИНСКАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz