Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

… У рок литературы в десятом классе ли- пецкой школы № 4. Учитель, Мария Дмитриевна Кочерина, рассказывала ребятам о Ф. М. Достоевском. На доске – план урока. Ма- рия Дмитриевна всегда писала его, чтобы ребя- та внимательнее следили за главными мыслями её рассказа. Сегодня большая часть пунктов свя- зана с характером и судьбой главного героя ро- мана «Преступление и наказание» Родиона Рас- кольникова. В середине занятия вдруг раздался стук в дверь, и в класс заглянул незнакомый мужчина: – Здравствуйте. Извините, я пришёл к дирек- тору, а его кабинет закрыт. Сказали, что он где- то в школе… Мария Дмитриевна объяснила, что сейчас ис- кать директора по кабинетам нельзя, идут уроки. Надо подождать в коридоре до перемены. – А можно посидеть у вас? – Пожалуйста. Урок продолжился. Мария Дмитриевна гово- рила о том, что наказание бывает разным. Это необязательно разоблачение плохого поступка и ограничения: не пойдёшь гулять, не выйдешь из угла, не сможешь жить на свободе. Наказа- ние – прежде всего муки совести. Ты понял, что именно сделал не так, а вернуться назад и отме- нить поступок не в силах. Ты терзаешься этой невозможностью и думаешь, как исправить по- следствия. В разговор включились ребята. Они начали рассказывать о своих ошибках, вспоминать слу- чаи из жизни. О Раскольникове пока ни слова. И вместе с тем старшеклассники, сами того не ве- дая, уже говорили о смысле произведения. Перед звонком Мария Дмитриевна сказала: – Обратите внимание на последний пункт на- шего плана: «Обновление человека». И вдруг наизусть прочитала заключительные строки романа: В середине 20 века в советской педагогике появился термин: Липецкий опыт. Экспериментировали новаторы, объединён- ные одной целью – превратить урок из опроса-лекции в бесе- ду, в которой бы участвовал весь класс. Именно липецкие учи- теля ввели поурочный балл, который теперь применяет- ся в школах России. Сегодня мы начинаем рассказ о новаторах Липецкой педагоги- ческой школы. Постараемся сделать это в «картинках»-эпизодах, что гораздо интереснее, чем сухие цифры и перечисление наград. – «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достаётся, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим, будущим под- вигом…» Здесь произошло совершенно неожиданное. Мужчина, до того момента сидевший на задней парте, встал, подошёл к учительскому столу, на котором, помимо журнала и тетрадей, стояла ба- ночка со свечой, достал из кармана спички и за- жёг её. Кто-то из ребят спросил: – Вы знали, что мы делаем это в конце каждо- го урока о Достоевском?.. Он не знал. Но почувствовал, что именно сей- час надо зажечь огонь... Это был бригадир строителей, которые до того урока не хотели помочь школе утеплить крышу. Ведь надо было делать это бесплатно и после ра- боты. И в тот день бригадир приходил к дирек- тору, чтобы окончательно отказаться, ссылаясь на большую занятость. Но теперь он согласился. После урока, который на первый взгляд не имел никакого отношения к крыше и строителям. Точ- но так же, как разговор о своих ошибках – к Рас- кольникову. …Мария Дмитриевна Кочерина, заслуженный учитель РСФСР, посвятила мальчишкам и девчон- кам более сорока лет. Работала в Крыму, Казахста- не, а в конце войны переехала в Липецк и стала учителем школы № 4. На её уроки русского язы- ка и литературы специально приезжали педагоги из других городов России, Болгарии, Чехослова- кии, ГДР. Её называли новатором, ведь до Марии Дмитриевны уроки строились по схеме «опрос – новая тема», а не в виде беседы. Великолепный чтец, она знала наизусть, казалось, каждое про- изведение школьной программы. Бо- лее ста её учеников выбрали профес- сию учителя литературы. Софья МИЛЮТИНСКАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz