Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.
в царицыной палате» показывает затейливое по форме небольшое оконце, сквозь узорчатые же- лезные рамы которого падает разноцветный свет. Отвечающие за убранство царских теремов ма- стера использовали цветные стекла, считавши- еся в 17 веке предметом особой редкости и ро- скоши. Такие стёкла были довольно толстыми и устанавливались, «чтоб из хором всквозе видно было, а с надворья в хоромы чтоб не видно было». Самой важной комнатой Теремного дворца, его истинным «сердцем» была Престольная палата, или царский кабинет. Это самое красивое и не- доступное помещение всего дворца также изо- бразил художник И. А. Каверзнев. Здесь государь принимал иностранных послов и думных бояр, создавал указы. Весь интерьер выстроен на мно- гочисленных оттенках красного цвета, считавше- гося на Руси царственным, парадным. Вспомните, что русское «красивый» происходит именно от слова «красный». Обязательным атрибутом Пре- стольной палаты был трон государя (его в стари- ну чаще называли престолом), поражавший и пу- гавший всякого входившего в помещение своей мощью и величием. «Хоромный наряд» Пре- стольной палаты был особенно роскошным: стены украшали изображения ветхоза- ветных пророков, позолоченная резьба и изысканные светильники; вдоль стен бы- ла расставлена резная мебель с цветны- ми расписными полавочниками, а также знаменитые скрыны – сундуки различных размеров и конфигураций; полы застила- ли персидские и турецкие ковры... Более наглядного олицетворения величия и несо- крушимости власти русского царя и пред- ставить было невозможно! Среднее окно в Пре- стольной палате, обрамлённое с фасада резным белокаменным наличником, называлось чело- битным. Из него опускался длинный ящик, в ко- торый каждый мог положить грамоту (челобит- ную) в надежде, что написанная на ней просьба обязательно дойдёт до царя. В простонародье этот ящик называли долгим, так как челобитные подолгу лежали в нём, никем не читаемые. Так и родилась всем известная поговорка: «Не откла- дывай дело в долгий ящик». Величественный образ Престольной палаты привлекал внимание русских художников ещё в 19 веке – знаменитый живописец А. П. Рябушкин (1861–1904) изобразил её в 1899 году. Однако и у него, и у его коллеги И. А. Каверзнева, создавше- го своё произведение более чем на сто лет позже, была одна и та же задача – не только запечатлеть поразительный внешний вид одного из самых значимых помещений Московского Кремля, но и суметь передать атмосферу той многовековой истории, которую помнят эти стены. К сожалению, выставка И. А. Каверзнева уже вернулась в Москву, но произведения этого жи- вописца можно увидеть в Интернете. Полина МАТВИЕЦ, заведующая выставочным отделом Липецкой областной картинной галереи, искусствовед. И. Каверзнев. «Престольная палата». Холст, масло. 2008 г. А. П. Рябушкин. «Престольная палата». Холст, масло. 1899 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz