Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

в царицыной палате» показывает затейливое по форме небольшое оконце, сквозь узорчатые же- лезные рамы которого падает разноцветный свет. Отвечающие за убранство царских теремов ма- стера использовали цветные стекла, считавши- еся в 17 веке предметом особой редкости и ро- скоши. Такие стёкла были довольно толстыми и устанавливались, «чтоб из хором всквозе видно было, а с надворья в хоромы чтоб не видно было». Самой важной комнатой Теремного дворца, его истинным «сердцем» была Престольная палата, или царский кабинет. Это самое красивое и не- доступное помещение всего дворца также изо- бразил художник И. А. Каверзнев. Здесь государь принимал иностранных послов и думных бояр, создавал указы. Весь интерьер выстроен на мно- гочисленных оттенках красного цвета, считавше- гося на Руси царственным, парадным. Вспомните, что русское «красивый» происходит именно от слова «красный». Обязательным атрибутом Пре- стольной палаты был трон государя (его в стари- ну чаще называли престолом), поражавший и пу- гавший всякого входившего в помещение своей мощью и величием. «Хоромный наряд» Пре- стольной палаты был особенно роскошным: стены украшали изображения ветхоза- ветных пророков, позолоченная резьба и изысканные светильники; вдоль стен бы- ла расставлена резная мебель с цветны- ми расписными полавочниками, а также знаменитые скрыны – сундуки различных размеров и конфигураций; полы застила- ли персидские и турецкие ковры... Более наглядного олицетворения величия и несо- крушимости власти русского царя и пред- ставить было невозможно! Среднее окно в Пре- стольной палате, обрамлённое с фасада резным белокаменным наличником, называлось чело- битным. Из него опускался длинный ящик, в ко- торый каждый мог положить грамоту (челобит- ную) в надежде, что написанная на ней просьба обязательно дойдёт до царя. В простонародье этот ящик называли долгим, так как челобитные подолгу лежали в нём, никем не читаемые. Так и родилась всем известная поговорка: «Не откла- дывай дело в долгий ящик». Величественный образ Престольной палаты привлекал внимание русских художников ещё в 19 веке – знаменитый живописец А. П. Рябушкин (1861–1904) изобразил её в 1899 году. Однако и у него, и у его коллеги И. А. Каверзнева, создавше- го своё произведение более чем на сто лет позже, была одна и та же задача – не только запечатлеть поразительный внешний вид одного из самых значимых помещений Московского Кремля, но и суметь передать атмосферу той многовековой истории, которую помнят эти стены. К сожалению, выставка И. А. Каверзнева уже вернулась в Москву, но произведения этого жи- вописца можно увидеть в Интернете. Полина МАТВИЕЦ, заведующая выставочным отделом Липецкой областной картинной галереи, искусствовед. И. Каверзнев. «Престольная палата». Холст, масло. 2008 г. А. П. Рябушкин. «Престольная палата». Холст, масло. 1899 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz