Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

– Сергей Михайлович, вся ваша жизнь связана с именем Пушкина. Вы родились в городе, где Пушкин провёл свою лицейскую юность, много сил отдали дому- музею на Мойке, где в 1837 году оборвалась жизнь великого поэта. Получается, что вы с Пушкиным – от его становления и до его по- следнего вздоха. У вас наверняка есть «свой» Пушкин. Какой он? – Я не помню себя без Пушкина. Маленьким меня водили гулять в лицейский сад. Я ещё не умел читать, но уже знал наизусть строки, вы- битые на памятнике Пушкину-лицеисту. В Фёдо- ровском городке, построенном по мотивам рус- ской архитектуры 17 века, я впервые услышал «Сказку о царе Салтане» и был убеждён, что всё, о чём написал Пушкин, вот здесь и происходило. И, конечно, для меня Пушкин это прежде всего счастливый Пушкин – таким, каким он рос в са- дах лицея, в «кругу испытанных друзей». Здесь происходило его превращение из одиннадцати- летнего мальчика во взрослого человека, в поэ- та, здесь формировались его характер и взгляды на жизнь. Конечно, во многом благодаря заме- чательным учителям, просвещённым, прекрасно образованным, свободомыслящим и в ту пору тоже молодым. Лицей ведь был создан по прин- ципу древнегреческого ликейона – науки постигались в чтении книг, в беседах и «беспрерывном трении умов», то есть в обсуждении. Это время было самым счастливым для Пушкина. – Ваш фильм о лицее получил заме- чательное название – «Да здравствует лицей!». Вы очень много сделали и для самого лицея, и для истории пушкин- ского рода – ведь идея собрать потом- ков Пушкина принадлежит именно вам. А недавно в одном из интервью вы с грустью говорили, что интерес к Пушкину падает. С чем это связано? – Сейчас, к сожалению, наступило торжество иных ценностей. Интерес к литературе, поэзии, чтению тает, как шагреневая кожа. Но не всё так безнадёжно. В Пушкинские дни у нас во дво- ре музея многолюдно. Сюда идут по зову души. Звучат стихи, горят свечи. А двадцать лет назад мы впервые собрали вместе потомков Пушкина со всего мира. И это стало традицией. Мы сня- ли об этом несколько фильмов. Готовится новый фильм и к 200-летию лицея. На юбилей лицея мы ждём также выставку детских рисунков из Бар- наула. Ещё один интересный проект – конкурс «Тридцать первый лицеист». Все помнят, что лицеистов в выпуске Пушкина было тридцать. Тридцать первым предлагается стать современ- ному школьнику, представить, как бы он учился в лицее, с кем дружил. Ведь Пушкин – это наша национальная идея. Мы все воспитаны Пушки- ным, даже те, кто не подозревает об этом. – СергейМихайлович, а какие книги вы лю- били в детстве? – Конечно, «Сказки Пушкина». Во- обще, люблю наугад раскрыть любой пушкинский том и найти там ответ на свой вопрос. И каждый раз это новый Пушкин. И зависит это не столько даже от Пушкина, сколько от самого читающе- го. Ещё очень люблю Державина. Каждая его стро- ка говорит подчас об эпохе больше, чем иные исследования. Жаль, что сейчас мало читают стихов. По- эзия от этого ничего не потеря- ет, потеряют новые поколения. Беседу подготовил Николай ХАРЛАМПИЕВ. С удовольствием продолжаем знакомить вас, дорогие читатели, со всерос- сийским журналом «Костёр». Сегодня мы публикуем интервью с директором Всероссийского музея Александра Сергеевича Пушкина, заслуженным деятелем искусств, доктором культурологии, почётным гражданином города Пушкин Сергеем Михайловичем Некрасовым . Наверняка вы, как люди образованные и начитанные, поняли, почему мы по- просили у редакции «Костра» разрешение на перепечатку именно этого интер- вью. Ведь 10 февраля – день памяти нашего национального гения. Итак…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz