Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.
У дивительно, как в одном здании Липецкого академического театра драмы имени Льва Толстого умещались три мира? Первый – мир искренних детских лиц. Они мор- щили носы, чтобы не заплакать, когда индеец Джо убил молодого доктора. Хихикали, видя, как Том Сойер милостиво позволял мальчишкам красить забор. Хохотали во весь голос над «научным» спо- собом избавления человека от бородавок, который придумал Гек Финн. Второй мир был маленьким и одновременно огромным. Всего этак на пятистах ква- дратных метрах находились «заху- далый городишко» на реке Мис- сисипи и все его жители. Здесь уместился и островок, где три отчаянных пирата прятались от взрослых. И запутанная пещера, в которой заблуди- лись мальчик и девочка… Равнодушный зритель, пожалуй, сейчас возразил бы: какой городок? Деревян- ная коробка с окнами, а на её потолке – палуба корабля. Шесть скамеек, превращающиеся то в забор, то в плот, то в надгроб- ные памятники кладбища. Но я недаром написала «возразил бы ». Потому что в первом ми- ре, который морщил носы, хихикал и хохотал, не было равнодушных. И оттого ребята-зрители так хорошо понимали третий мир – мир странных лю- дей. На сцене эти люди жили жизнью «захудалого городишки». Тётя Полли трепала Тома за ухо, скры- вая невольную улыбку. Мистер Доббинс поднимал свою трость, собираясь «воздать мальчишке по воз- мездию». Мефф Поттер сидел в тюрьме, считая се- бя преступником… Но, едва кончалась сцена и возникало «закули- сье», жители городка становились другими, будто начинали играть новую пьесу. Они суетились, забы- вали свои акценты и спрашива- ли друг друга о самочувствии. Зрители, конечно, виде- ли только первую половину странного мира – сцену. А о второй только догадыва- лись. Но вернёмся к спек- таклю. Был в мире странных лю- дей особенно странный человек: и актёр, и герой произведения, и одновременно его автор. Да-да, в спектакле участвовал сам знаменитый Марк Твен, «человек с сердцем ребёнка и головой мудреца»! ВИДИМЫЙ-НЕВИДИМЫЙ Поначалу это показалось странным. Зачем автору следить за героями написанной им книги? Он и так знает каждый их шаг и поступок. Но вскоре стало ясно, что всё правильно. Писатель придумал сюжет: живёт в городишке отчаянный проказник Том Сойер. Тётя в наказание заставила его красить забор. Том уныло взялся за дело, а потом придумал гениальный выход: сделал так, чтобы мальчишки сами захотели покрасить забор вместо него. «Что- бы заставить человека чего-нибудь сильно желать, достаточно уверить его, что мечта очень трудно достижима». Том избежал работы и стал богачом. Но одному ли ему пригодятся эти богатства? Нет, Марк Твен тоже не прочь, к примеру, покатать- ся на лошадке. Что и сделал прямо на сцене под общий восторг зрителей. Интересно: в спектакле Марк Твен был то видимым, но невидимым для остальных жителей городка. Очень мудро. Ведь писатель, придумав какой-то эпизод, порой теряет власть над своими героями. Мог ли Том, к примеру, не заступиться за Бекки, когда её собирался нака- зать учитель? Не мог, иначе это был бы не Том Сой- ер, а совсем другой мальчишка. Вот и вышло, что этот сюжет продиктовал не писатель Тому, а Том писателю. Потому в тот момент Марк Твен маль- чишке и не виден. Зато, когда шёл суд над Меффом Поттером, пи- сатель выступил его защитником. Именно он при- вёл свидетелей: Тома и Гека. А не вмешайся Твен, всё могло бы обернуться иначе… КТО ЕСТЬ КТО Окончилось первое действие, и я поспешила в фойе, чтобы посмотреть на портреты актёров те- Марк Твен – Владимир Борисов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz