Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

А теперь прочтите размышления Виктора Семёновича Сороки- на о временах года. Их тоже записала Татьяна Ивановна Нечаева. З има – чистота, чистый воздух. Хрустит снег. Народ интерес- ный зимой. Молодая идёт, раскрасневшись, бабка ковыляет. Ясность, локальный цвет. Белила – как положить? Снег – одеяло. У Некрасова, у Пушкина в «Онегине», особенно хорошо выражено у Чайковского. Нравится декабрь – первый снег. Посмотришь в окошко – и удив- ление. Нравится конец февраля, когда холодные тени и очень краси- вые вечера. Больше люблю серый день: ничего нет, а всё есть. Вроде белый, а не белый. Зима даёт разное настроение. В молодости писал на морозе. Трудно. Теперь реже пишу. Взять белый снег. У всех – белила, кроме Коровина. Очень тон- кие отношения – как угадать? Вот что трудно. Декабрь 1998 года. В есна подаёт о себе первые знаки сразу после Масленицы. Зимой небо чистое или серое. А тут появляются украдкой облачка. Небольшие, как лебеди, плывут. Значит – весна. Цвета становятся небывалыми: тени – ультрамариновые, почти чёрные. Напишешь – не поверят, скажут, живой краской писал. В марте – резкость, бодрость. Из птиц только синица да ворона, не считая воробьёв. В апреле всё будет легче, туманнее. Настроение меня- ется. Изнутри становишься чище и тише. Ждёшь Пасху. В апреле набухают почки. Другой колорит. Множество птиц, и все – в за- боте, вьют гнёзда. Кошки нападают на гнёзда. И такая, не всяко- му заметная, жизнь кипит. А писать хочется более всего, когда пробивается первая зелень, когда черёмуха цветёт. Трудно её писать, не знаешь, как к ней под- ступиться, – нежная очень. Апрель 1999 года. П ишу человека – цель живописная: цветовые отношения, всё должно быть живое. Этюд модели – красота. Для меня красота модели – это молодость. Привлекают пластика, движение, женственность. Предпочитаю модели со светлой кожей, как у Ренуа. Модель на пленэре, в интерьере находится в цветовом окружении. Там всё связано. Портрет. Цель – тоже выразить красоту, психологию имею в ви- ду меньше. Главное – красота формы, кожи. Если брать психологию как цель – не получится живописи. А если писать красоту, то харак- тер получается сам собой. Жанр модели больше связан с летом. Летом человек расслабляет- ся, отдыхает. В настроении – лирика. Летом – свет и цвет. Все земные плоды, цветы, вся земная красота проявляются. Всё – расцвет красо- ты. Всё вдохновляет. И когда пишешь, думаешь о красоте. Июль 1998 года. К расиво, всё горит. Золотая осень. Быстро проходит. Не успеваешь писать – перемена погоды. Настроение – как у Пушкина в Болдине. Больше раздумье, чем работа. Всё думаешь: так, не так? Ожизни. Необъяснимое настро- ение, переменное. Грустить не грущу. Грустить можно в любую погоду. Лирическое видение. Не очень люблю жёлтый, кадмий. Больше люблю серебри- стые, сиреневые, цвета трудные, неразгаданные. Когда пишут в упор – нет лирики. Мне нравится весь Пушкин – что ни строч- ка, то загадка. Октябрь 1998 года. Часовня. 1993 год. Холст, масло. Март. 1978 год. Холст, масло. Кувшинки. 1994 год. Холст, масло. Осенний день. 1992 год. Холст, масло.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz