Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.
Нам с вами очень повезло в том, что в Липец- ке более полувека жил и творил народный ху- дожник России Виктор Семёнович Сорокин, чьи произведения являются культурным достояни- ем нашей страны. Большая удача и в том, что на протяжении многих лет рядом с ним работала искусствовед Татьяна Ивановна Нечаева, ставшая ещё и за- мечательным биографом творца, чей столет- ний юбилей состоится в декабре нынешнего года. Сегодня мы с большим удовольствием публику- ем отрывок из книги Т. И. Нечаевой «Живопись. Виктор Сорокин». Сорокин запомнился многим как человек све- тоносный. Маленького роста, с белоснежными волосами и бородой, безалаберно взлохмачен- ными, улыбчивый, всегда в хорошем расположе- нии духа. Дед – так звали Виктора Семёновича близкие люди – терпеть не мог патетики. Ненавидел глу- пость и напыщенность. Редко употреблял сло- во «творчество» и уж во- все не произносил «создал произведение», зато гово- рил – «картинку накрасил». Своим поведением он сни- мал пафос торжественно- сти, особенно с ним свя- занной. На собственный юбилей или открытие пер- сональной выставки Соро- кин мог явиться в испач- канной красками телогрей- ке и валенках с галошами, а в другой раз – неожиданно вырядиться в малиновый клубный пиджак. И всегда был красив, ка- жется, всё было ему к лицу, даже самое несо- вместимое. На вернисажах как бы рассеян- но слушал хвалебные речи в свой адрес, следя, однако, за реакцией собравшихся. Когда же ему предо- ставляли слово, он, хмыкнув, про- износил: «Я болтать не умею. Смо- трите сами». Конечно, напускная простова- тость – этакий добродуш- ный, чудаковатый гномик – была своего рода защитой от посягательств на его ду- шу, тончайший инструмент, расстроить который он не мог позволить никому. С виду доступный и демократичный, Сорокин был человеком скрыт- ным, немногословным, порой косноязычным. Но уж если говорил, то языком образным, метким, колоритным. Трудно было его разговорить. Да- же тем, кому доверял, он приоткрывал лишь од- ну свою грань, да и то на миг. Мало кто догады- вался о высокой культурной образованности ху- дожника, о том, как вдумчиво он читал русскую классику, смотрел серьёзные фильмы и спектак- ли, каким знатоком и ценителем музыки был он, наделённый исключительным слухом, как глу- боко изучал монографии любимых живописцев. Он блестяще знал историю искусства, был зна- ком с выдающимися деятелями культуры. Вик- тор Семёнович следил за событиями в мире. Об- ладал отменной памятью. До старости был лёгок на подъём и неутомим. Для него обычным делом было съездить всего на день из Липецка в Москву, чтобы посмотреть выставку, от- мерить десяток киломе- тров с этюдником на пле- чах, отправиться на пле- нэр в Елец. Удивительно были устро- ены его зоркие – никогда не пользовался очками – гла- за, прикрытые с внешних сторон нависшими веками, которые как бы ограждали от взора художника ненужное, мешающее. Мо- жет быть, это помогало ему и в живописном ви- дении окружающего. В какое-то мгновение гла- за вспыхивали голубым светом – озорно, заинте- ресованно или жёстко. Значит, что-то зацепило. Взгляд был быстрый. Встретишься с ним и зна- ешь: Дед всё понял. Он был проницательным и наблюдательным. Про таких говорят – видит лю- дей насквозь. Было так: о чём-то подумаешь, а он вслух ответит… В. С. Сорокин и Т. И. Нечаева, 1986 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz