Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.
Всего через десятилетие после образования Липецкой области (произошло это в 1954 году) наши учителя стали широко известны благодаря опыту до- стижения хороших результатов в обучении и воспитании своих учеников, разумной организации уроков. Вам, дорогие ребята, будет интересно узнать о том, что именно липецкие педагоги ввели поурочный балл, то есть оценку, которую ученик может заработать не только за ответ у классной доски, но и за участие в уроке на протяжении всех сорока пяти минут. Сегодня мы начинаем рассказ о новаторах Липецкой педагогической школы. Пусть это станет стартом нашей общей подготовки к 60-летию Липецкой области, которое будет отмечаться в 2014 году. … У рок литературы в десятом классе ли- пецкой школы № 4. Учитель, Мария Дмитриевна Кочерина, рассказывала ребятам о Ф. М. Достоевском. На доске – план урока. Ма- рия Дмитриевна всегда писала его, чтобы ребя- та внимательнее следили за главными мыслями её рассказа. Сегодня большая часть пунктов свя- зана с характером и судьбой главного героя ро- мана «Преступление и наказание» Родиона Рас- кольникова. В середине занятия вдруг раздался стук в дверь, и в класс заглянул незнакомый мужчина: – Здравствуйте. Извините, я пришёл к дирек- тору, а его кабинет закрыт. Сказали, что он где- то в школе… Мария Дмитриевна объяснила, что сейчас ис- кать директора по кабинетам нельзя, идут уроки. Надо подождать в коридоре до перемены. – А можно посидеть у вас? – Пожалуйста. Урок продолжился. Мария Дмитриевна гово- рила о том, что наказание бывает разным. Это необязательно разоблачение плохого поступка и ограничения: не пойдёшь гулять, не выйдешь из угла, не сможешь жить на свободе. Наказание – прежде всего муки совести. Ты понял, что именно сделал не так, а вернуться назад и отменить по- ступок не в силах. Ты терзаешься этой невозмож- ностью и думаешь, как исправить последствия. В разговор включились ребята. Они начали рассказывать о своих ошибках, вспоминать слу- чаи из жизни. О Раскольникове пока ни слова. И вместе с тем старшеклассники, сами того не ведая, уже говорили о смысле про- изведения. Перед звонком Мария Дмитри- евна сказала: – Обратите внимание на по- следний пункт нашего пла- на: «Обновление че- ловека». И вдруг наизусть прочитала заключительные строки романа: – «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достаётся, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим, будущим под- вигом…» Здесь произошло совершенно неожиданное. Мужчина, до того момента сидевший на задней парте, встал, подошёл к учительскому столу, на котором, помимо журнала и тетрадей, стояла ба- ночка со свечой, достал из кармана спички и за- жёг её. Кто-то из ребят спросил: – Вы знали, что мы делаем это в конце каждо- го урока о Достоевском?.. Он не знал. Но почувствовал, что именно сей- час надо зажечь огонь... Это был бригадир строителей, которые до того урока не хотели помочь школе утеплить крышу. Ведь надо было делать это бесплатно и после ра- боты. И в тот день бригадир приходил к дирек- тору, чтобы окончательно отказаться, ссылаясь на большую занятость. Но теперь он согласился. После урока, который на первый взгляд не имел никакого отношения к крыше и строителям. Точ- но так же, как разговор о своих ошибках – к Рас- кольникову. …Мария Дмитриевна Кочерина, заслуженный учитель РСФСР, посвятила мальчишкам и девчон- кам более сорока лет. Работала в Крыму, Казахста- не, а в конце войны переехала в Липецк и стала учителем школы № 4. На её уроки русского язы- ка и литературы специально приезжали педагоги из других городов России, Болгарии, Чехослова- кии, ГДР. Её называли новатором, ведь до Марии Дмитриевны уроки строились по схеме «опрос – новая тема», а не в виде беседы. Великолепный чтец, она знала наизусть, казалось, каждое произ- ведение школьной программы. Более ста её уче- ников выбрали профессию учителя литературы. Софья МИЛЮТИНСКАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz