Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.
бёнка и природы в творчестве Голубкиной ста- новятся символом неразрывности мира и его порождений, его души… Таков смысл многих выполненных скульптором в эти годы замеча- тельных композиций. В полной мере это отно- сится и к «Сидящей девочке». Скорее всего, это произведение носит по- добный аллегорический смысл. Известно, что с 1902 по 1904 год Голубкиной был исполнен цикл изображений природных стихий, из ко- торого известными ныне остаются «Земля» и «Огонь». Однако о существовании «Воздуха» и «Воды» специалистам по творчеству скульпто- ра не известно ничего. Быть может, скульптура из Дома Мастера и есть олицетворение образа водной стихии? Приглядим- ся внимательнее к «Сидящей девоч- ке». Хрупкая, изящ- ная и совсем беззащитная Санчета полусидит-полуле- жит на землеподобном поста- менте, который, кажется, вот-вот или поглотит её, или, напротив, высво- бодит из «объятий» своей рыхлой неяс- ной массы. Расслабленная, «текучая» и уди- вительно музыкальная поза модели, её нагота, придающая образу вневременной, всечеловече- ский характер, заставляют вспомнить многочис- ленные классические образцы – олицетворения речных божеств. Действительно, именно в этот период своего творчества Анна Голубкина всё чаще обращает- ся к наследию античности и эпохи итальянско- го Возрождения. И почему бы художнице не пре- вратить свою племянницу, шуструю, черноволо- сую девочку, в маленькую речную нимфу? Велика волшебная сила искусства! Так тонко найденный скульптором образ «Си- дящей девочки» продолжает волновать Анну Го- лубкину в течение нескольких последующих лет её творчества. Выразительный силуэт, поза Сан- четы то завуалированно, то более очевидно по- являются в произведениях мастера. В архиве Дома Мастера хранится фотография Санчеты, сделанная, вероятно, в начале 1910-х годов. Глядя на это красивое смуглое лицо с жи- выми тёмными, словно черешни, глазами, не- возможно не поддаться ощущению некоей та- инственности, недосказанности. Но какой же поразительной видится простота того, что Александра Николаевна Голубкина всю жизнь прожила в Зарайске, в том самом родовом доме Голубкиных, который вдохновлял её люби- мую тётю, и работала обычной сельской учитель- ницей математики. Эта кажущаяся прозаичность роднит жизнь Санчеты с образом «Сидящей де- вочки»: трепетный, многоликий мир души скрыт от поверхностных взоров. И хранит его старая бронза, которая, если дотронуться, окажется со- всем нехолодной… П о лина МАТВИЕЦ, искусствовед, научный сотрудник Липецкой областной картинной галереи. «Сидящая девочка». 1904 год. Бронза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz