Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.
трогательных упоминаний о любимой племян- нице-воспитаннице: то она Санька-непоседа, из-за своей чрезмерной энергичности прова- лившая вступительный экзамен в гимназию, то примерная Саня, помогающая готовить де- корации для очередного выступления деревен- ского театра, то «почти итальянка» Санчета, не раз становившаяся моделью для произведе- ний своей выдающейся тёти. Черты милого ли- ца Александры узнаются как в ранних произве- дениях А. С. Голубкиной «Санчета», «Кочка», «Ребёнок», так и в по- следней, оставшейся незавершённой рабо- те скульптора – «Бе- рёзка». Александра Николаевна не про- сто позировала для Голубкиной, она всег- да была в курсе все- го процесса создания скульптурного про- изведения – от на- чального рисунка до его окончательного воплощения в брон- зе, мраморе или де- реве. Скульптор с удовольствием пока- зывала девочке свои рисунки, интересуясь её мнением. «Сидящая девочка» не избалована внимани- ем исследователей русской скульптуры. Всё, что можно найти о ней в литературе, – лишь упоми- нание её названия. А между тем эта композиция очень интересная и не такая уж простая, как мо- жет показаться на первый взгляд. Специалистами неоднократно подчёркивалось особое тяготение Анны Голубкиной к символич- ности образов, создаваемых ею в конце 1890-х – начале 1900-х годов. Это объясняется как ха- рактером и душев- ным складом самой «зарайской огород- ницы», так и време- нем, в которое ей довелось жить: обо- стрённое ощущение уходящего привыч- ного мира и пред- чувствие грядущих грозных событий были характерны для мироощуще- ния многих худож- ников. Потому 1904 год, предвосхища- ющий первую ре- волюцию в России, в творчестве скуль- птора А. С. Голуб- киной оказывается наполненным по- этическими виде- ниями некоего бес- смертного и пре- красного мира. Мастер стремится взлететь над прозой, хаосом и противоречиями реальнойжиз- ни, словно бы говоря своему зрителю: надежда на лучшее есть всегда, и даже в таком недобром, несправедливом мире нельзя забывать об этом. Этот лучик надежды в произведениях Анны Голубкиной 1900-х годов как нельзя лучше и пол- нее выражают детские образы и образы природы. К природе скульптор относилась с особым тре- петом. Для неё, происходившей из семьи староверов, природа была одухотво- рённой, наполненной божества- ми во всех своих даже са- мых малых явлениях. Слитые воедино, образы ре- Ал ександра Николаевна Голубкина, 1910 год. Анна Семёновна Голубкина, 1903 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz