Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.
на оказа- лась первым русским худож- ником и первой женщиной-скульпто- ром в мире, в чьей ма- стерской в 1932 году был создан мемориальный музей… Анна Семёновна Голубкина ро- дилась и выросла в старинном городе Зарайске, где не одно поколение её се- мьи занималось огородничеством. Лю- бовь к земле, труду, природе были у неё в крови, а потому желание заниматься скульптурой, этим самым осязатель- ным из искусств, вполне закономер- но возникло в жизни двадцатипяти- летней Анны. Сначала – частная московская художествен- ная школа, где её талант был замечен известным скульптором и чутким педагогом С. М. Волнухи- ным, затем – классыМосковского училища жи- вописи, ваяния и зодчества, а после – переезд в Петербург и обучение искусству скульптуры в Императорской академии художеств. Но здесь Анна Голубкина не пробудет и двух лет. Неудов- летворённость современной методикой препо- давания и жажда самостоятельности в творче- стве приводят Голубкину в Париж. Здесь скуль- птор побывает трижды. Французская столица и город-законодатель всего новаторского в ис- кусстве дарит молодому скульптуру то, что она так долго искала на родине. В Париже Голубкина обретает истинного наставника. Им стал Огюст Роден. Прославленный автор «Мыслителя» был воплощением её представлений об истинном ху- дожнике-творце, «настоящем артисте» – свобод- ном и гордом. Их многое роднило и сближало. У Родена и Голубкиной было схожее, благого- вейное отношение к красоте человеческого те- ла и удивительная способность видеть и чув- ствовать её в любых человеческих состояниях и возрастах. «Детская» тема возникает в творче- стве Анны Семёновны Голубкиной в конце 1890-х – начале 1900-х годов. В это время рождаются замечательные скульптурные портреты «Манька», «Лисичка», а также символико-алле- горические «Кочка», «Лужица», «Вда- ли музыка и огни». К этому же перио- ду относится исполненная в 1904 го- ду «Сидящая девочка» из собрания липецкого Дома Мастера. Произве- дение было создано в Зарайске сра- зу по возвращении Анны Семёнов- ны из очередной поездки в Париж. Героиня композиции – Алексан- дра Николаевна Голубкина (1898– 1967), племянница скульптора. Са- ня, Санька, Санчета – так называ- ла её Анна Семёновна Голубкина – была особенно ей близка. В пись- мах Голубкиной встречается много «Санчета». 1905 год. Гипс. Семья Голубкиных, 1906 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz